Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 1. С. 178-180.
ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ Н. Я. МЯСКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Севостьянова Лилия Васильевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. Статья имеет полемический характер и выражает несогласие с позицией Л. О. Акопяна, критикующего Шестую симфонию Н. Я. Мясковского за её одномерную сюжетность. Обращаясь к разным работам исследователя, автор статьи высвечивает его интерес к универсальным константам человеческой психики и характеризует активно действующие в симфонии архетипы тени, танатоса и анимы с их многомерной символикой, далёкой от однозначности. Благодаря их подтекстовой позиции, соотнесённой с непреходящими истинами, образуется не одномерное, а слоистое драматургическое пространство в симфонии. Пульсация архетипов создаёт в нём алгоритм, способствующий целостности концепции одной из лучших симфоний композитора.
Ключевые слова и фразы: архетип, символ, тень, анима, танатос, София, archetype, symbol, shadow, anima, Thanatos, Sophia
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Символ // Ильичев Ф., Федосеев П. Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 607-608.
Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995. 256 с.
Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 473 с.
Акопян Л. О. "Художественные открытия" Четырнадцатой симфонии // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 185-192.
Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 331 с.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 703 с.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. 304 с.
Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М. - Киев: Совершенство; Port Royal, 1997. 384 с.