Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 2. С. 141-145.
Мереняшева Марина Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Аннотация. Статья рассматривает миф как значимую идеальную модель, адекватно отражающую сущность дизайн-знания. В этой связи проводится анализ смыслообразующих структур мифа и дизайна, обосновывается изоморфность их принципов функционирования. Автор акцентирует внимание на дидактических возможностях мифа в поэтике дизайн-знания и необходимости включения его в пропедевтическую модель обучения художественно-образному языку дизайна.
Ключевые слова и фразы: миф, модель, субъективность, смыслообразование, структурный подход, изоморфность, поэтика дизайн-знания, myth, model, subjectivity, meaning-making, structural approach, isomorphism, poetics of design-knowledge
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
Бойцов С. Ф. Погружение в композицию [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2014. № 2 (46). URL: http://archvuz.ru/2014_2/16 (дата обращения: 21.02.2015).
Волегова А. А., Барабанов А. А. Феномен архитектуры нового тысячелетия // Вестник ТГАСУ. 2008. № 3. С. 34-46.
Дизайнерское образование. История. Теория. Практика / под общ. ред. В. Р. Аронова, В. Ф. Сидоренко. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2007. 393 с.
Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: сб. статей / сост. П. С. Гуревич. М., 1988. С. 3-30.
Лола Г. Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб.: ЭЛМОР, 2011. 140 с.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. 145 с.
Лотман Ю. М. Семиотика культуры. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1992. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры. С. 1-247.
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2000. 407 с.
Мелодинский Д. Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. М.: Архитектура-С, 2004. 312 с.
Мереняшева М. А., Мереняшева А. В. Роль слова и мифа в обучении художественно-композиционному моделированию в техническом вузе [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49366 (дата обращения: 12.03.2015).
Методика художественного конструирования. Дизайн-программа: методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1987. 172 с.
Многообразие традиций и единство образовательного пространства [Электронный ресурс] / под ред. А. А. Пископпель и др. // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1999. Вып. 6. Беседа первая. URL: http://prometa.ru/projects/prospect/4/2 (дата обращения: 10.06.2015).
Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место / пер. с англ. В. Иовлев // Архитектон: известия вузов. 1995. № 1 (2). С. 27-30.
Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.
Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: мат-лы Всероссийской науч. конф. (17-19 ноября 2010 г.). М.: МАРХИ; МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010. 240 с.
Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2007. 218 с.
Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования. М.: Архитектура-С, 2006. 320 с.
Юнг К. Г. Архетип и символ / пер. В. В. Зеленского. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.