Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2. Ч. 1. С. 110-112.
Максимов Евгений Иванович
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Аннотация. Статья посвящена фортепианным вариациям немецкого пианиста, органиста и композитора И. В. Геслера (1847-1822 гг.), значительная часть произведений которого связана с русским фольклором. Творчество Геслера в настоящее время практически забыто. Между тем оно представляет большой интерес как для исследователя, так и для исполнителя. В статье рассматривается драматургия вариаций композитора в контексте сочетания традиций русской и западноевропейской музыки. С точки зрения структуры и приемов развития, в вариационных циклах Геслера особенно важную роль играют принципы Бетховена.
Ключевые слова и фразы: Геслер, вариации, тема, контрастность, традиции западноевропейской музыки, Hesler, variation, theme, contrast, Western European music traditions
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баренбойм Л. А. Вступительная статья // Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (конец XVIII и первая половина XIX века) / сост. Л. А. Баренбойма и В. И. Музалевского. М. – Л.: Музгиз, 1949. С. 3-35.
Максимов Е. И. Фортепианные вариации Бетховена: драматургия исполнения и методические рекомендации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5. Ч. 2. С. 107-114.
Музалевский В. И. Русское фортепианное искусство. Л.: Гос. муз. издательство, 1961. 317 с.
Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала XIX века. М.: Музыка, 1979. 328 с.
Розанов И. В. От клавира к фортепиано: из истории клавишных инструментов. СПб.: Лань, 2001. 447 с.