Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 1. С. 162-165.
ПОКРЫТИЕ СИНТЕТИЧЕСКИМ АЭРОЗОЛЬНЫМ ЛАКОМ СОВРЕМЕННОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ: ПРОБЛЕМЫ, ИСТОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сафронов Николай Степанович, Бринцева Анастасия Андреевна
г. Москва
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств
Аннотация. Поиски идеального лака велись с момента возникновения живописи. В статье авторы рассматривают краткую историю применения лаков, требования к лакам, вопросы и проблемы, связанные с покрытием современной живописи лаком. Опираясь на научные исследования английских и французских реставраторов и собственный опыт в данной области, авторы приводят методические рекомендации по выбору и применению лака. Работа объединяет разрозненный опыт предыдущих исследователей и несет полезную практическую информацию для реставраторов, художников и искусствоведов.
Ключевые слова и фразы: живопись, лак, покрывной слой, техника живописи, сохранность, реставрация, painting, varnish, finishing coat, technique of panting, preservation, restoration
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., 1961. 512 c.
Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. СПб.: Библиополис, 2008. 304 с.
Callen A. The Unvanished Truth: Mattness, "Primitivism" and Modernity in French Paintings // Burlington Magazine. 1994. № 136 (1100). P. 738-746.
Carlyle L. The Artist's Assistant: Oil Painting Instructions Manuals and Handbooks in Britain 1800-1900 with Reference to Selected Eighteenth-Century Sources. Archetype, 2001. 592 p.
Faille J.-B. de la. The Works of Vincent Van Gogh: Paintings and Drawings. 1970. 701 p.
Hanson K. Not All Varnishes are Equal // Prime Your Palette. 2011. October. P. 14-15.
ICOM. Manual on the Conservation of Paintings. Archetype Publications, 1940. 296 p.
Leonard M. Some Observations on the Use and Appearance of Two New Synthetic Resins for Picture Varnishes // Cleaning, Retouching and Coatings. Brussels: Тhe International Institute for Conservation, 1990. P. 174-176.
Lucanus S. Anleitung zur Restauration alter Olgemalde. 1828. 96 S.
Maire M. Use and Influence of Varnish // E-conservation. 2012. Autumn 24. P. 148-154.
Mayerne de T. Pictoria et quae subalternarum artium. Lion, 1620. 166 p.
Phenix A., Townsend J. A Brief Survey of Historical Varnishes // Conservation of Easel Paintings. London, 2012. P. 252-268.
Rie E. R. de la. Polymer Additives for Synthetic Low-Molecular-Weight Varnishes // ICOM Committee for Conservation, 10th Triennial Meeting (Washington, DC, USA, 22-27 August 1993). Paris: ICOM Committee for Conservation, 1993. Vol. 2. P. 566-573.
Rie E. R. de la. Research on Picture Varnishes: Status of the Project at the Metropolitan Museum of Art // Preprints of the 8th Triennial Meeting of the ICOM Committee for Conservation. Paris: International Council of Museums, 1987. P. 791-796.
Rie E. R. de la. Stability and Function of Coatings Used in Conservation // Polymers in Conservation / N. S. Allen, M. Edge, and C. V. Horie, eds. Cambridge: Royal Society of Chemistry, 1992. P. 62-81.
Rie E. R. de la, McGlinchey C. W. New Synthetic Resins for Picture Varnishes // Cleaning Retouching and Coatings: Technology and Practice for Easel Paintings and Polychrome Sculpture. Preprints of the Contributions to the Brussels Congress, 3-7 September 1990. London: International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, 1990. P. 168-173.
Swicklik M. French Paintings and the Use of Varnish, 1750-1900 // Conservation Research. Studies in the History of Art. National Gallery of Art, 1993. P. 157-174.