Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 3. С. 65-68.
РОЛЬ ТРИО-СОНАТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАМЕРНОЙ СОНАТЫ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО
Гудожникова Ольга Николаевна
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки
Аннотация. Статья посвящена трио-сонате, ставшей жанровым источником камерных ансамблей с участием фортепиано. Вопросы происхождения виолончельной ансамблевой сонаты, ее истоков важны для осмысления преобразовательных процессов в современной жанровой сфере. Автором осуществляется попытка обозначить формообразующие, фактурные и семантические особенности трио-сонаты, приведшие к рождению дуэтной сонаты для виолончели и фортепиано с равнозначными партиями и формированию ее основных жанровых норм.
Ключевые слова и фразы: трио-соната, барокко, basso continuo, соната для виолончели и фортепиано, фактурный трио-принцип, приемы "интаволатура" и colla parte, trio-sonata, baroque, basso continuo, sonata for cello and piano, textured trio-principle, techniques of intavolatura and colla parte
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеева И. В. Бассо-остинато и его роль в текстовой организации инструментальной музыки западноевропейского барокко. Уфа: Гилем, 2013. 304 с.
Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: в 4-х кн. М. - Л.: Музыка, 1950. Кн. 1. 510 с.
Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: в 4-х кн. М.: Музгиз, 1957. Кн. 2. 607 с.
Есаков В. В. Сонаты для клавира и скрипки В. А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 2008. 26 с.
Есаков В. В. Сонаты для клавира и скрипки В. А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: дисс. … к. искусствоведения. М., 2008. 194 с.
Злотников Д. Е. Концерт для кларнета с оркестром XVIII века: у истоков жанра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3. Ч. 2. С. 94-97.
Исаева Е. Г. Семантика "трио-принципа" в ансамблевой культуре барокко // Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики: сб. статей / ред.-сост.: Е. П. Лукьянова (отв. ред.), О. Е. Шелудякова, Е. Е. Полоцкая; Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург, 2011. 168 с.
Симонова Н. В. Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра: дисс. … к. искусствоведения. Киев, 1990. 241 с.
Царегородцева Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Тамбов, 2005. 23 с.
Царегородцева Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано: дисс. … к. искусствоведения. Тамбов, 2005. 224 с.