Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6. Ч. 2. С. 103-107.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

КЛАВИРНЫЕ ВАРИАЦИИ ГАЙДНА: ПУТЬ К БЕТХОВЕНУ

Максимов Евгений Иванович
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского


Аннотация. Статья посвящена клавирным вариациям Йозефа Гайдна, которые стоят у истоков фортепианного исполнительства и являются важным этапом в развитии жанра. Однако эти сочинения как жанр специально еще не рассматривались. Недостаточно выявлена параллель "Гайдн – Бетховен" в истории жанра вариаций. Между тем клавирные вариации Гайдна оказали сильное влияние на произведения Бетховена и в какой-то степени явились прообразами его конкретных вариационных циклов. В статье проводится классификация клавирных вариаций Гайдна, и выявляется связь драматургических принципов вариаций двух венских классиков.
Ключевые слова и фразы: Гайдн, Бетховен, вариационный цикл, развитие жанра вариаций, контраст, интонационное единство, фактурное сходство, Haydn, Beethoven, variation cycle, development of variations genre, contrast, intonation unity, textured similarity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Максимов Е. И. Клавирные вариации Й. Гайдна // Музыковедение. 2010. № 2. С. 8-15.
  2. Максимов Е. И. Фортепианные вариации венских классиков. Saarbr?cken: Lambert Academic Publishing, 2011. 262 с.
  3. Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала XIX века. М.: Музыка, 1979. 328 с.
  4. Черныш Э. Э. Функции артикуляции в композиции клавирных сонат Й. Гайдна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (16): в 2-х ч. Ч. I. C. 213-218.
  5. Allgemeine musikalische Zeitung. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1798-1799. Jahrgang I. 888 S.
  6. Brown A. P. Joseph Haydn’s Keyboard Music. Sources and Style. Bloomington: Indiana University Press, 1986. 476 p.
  7. Haydn J. Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen. Unter Ben?tzung der Quellensammlung von H. C. Robbins Landon / hrsg. und erl?utert von D?nes Bartha. Kassel: B?renreiter, 1965. 599 S.
  8. Hoboken A. von. Joseph Haydn: Thematisch-Bibliographisches Werkverzeichnis. Mainz: Schott, 1957. Bd. 1. 848 S.
  9. Klauwell O. Ludwig van Beethoven und die Variationenform // Klauwell O. Studien und Erinnerungen. Langensalza: Beyer & S?hne, 1906. S. 56-80.
  10. Landon H. С. R. The Symphonies of Joseph Haydn. L.: Universal Edition & Rockliff, 1955. 862 p.
  11. Mies P. Die 32 Variationen in c-moll: eine Formuntersuchung // Neues Beethoven-Jahrbuch VII. Braunschweig: Henry Litolffs Verlag, 1937. S. 99-103.
  12. Mies P. Ludwig van Beethovens Werke ?ber seinen Kontretanz in Es Dur // Beethoven-Jahrbuch I. Bonn: Beethovenhaus, 1954. S. 80-102.
  13. Sisman E. R. Haydn and the Classical Variation: Studies in the History of Music. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1993. Vol. 5. 311 p.
  14. Sisman E. R. Small and Expanded Forms: Koch’s Model and Haydn’s Music // The Musical Quarterly. 1982. Vol. LVIII. № 4. P. 444-475.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru