Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4. Ч. 2. С. 171-176.
ТРИ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
Тихонравова Анна Валерьевна, Тихонравов Сергей Николаевич
Харьковская государственная академия культуры, Украина
Благотворительный фонд развития культуры и искусств Украины
Аннотация. На основании анализа существующих версий с привлечением вновь открытых исторических свидетельств сделан вывод о несостоятельности широко распространенного предположения о польском происхождении русской семиструнной гитары терцового строя. В статье доказано, что версия М. А. Стаховича с уточнением М. И. Пыляева, согласно которой А. О. Сихра изобрел русскую семиструнную гитару в 1793 году, должна быть принята в качестве ведущей научной гипотезы.
Ключевые слова и фразы: гитара, семиструнная гитара, русская гитара, строй гитары, терцовый строй, версии происхождения, А. О. Сихра, И. фон Гельд, guitar, seven-stringed guitar, the Russian guitar, guitar pitch, third pitch, origin versions, A. O. Sikhra, I. von Held
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Вольман Б. Л. Гитара в России. Л.: Музгиз, 1961. 177 с.
Ганеев В. Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2006. 185 с.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Издательская группа "Прогресс"; Универс, 1994. Т. 1. А–З. 912 с.
Иванов М. И. Русская семиструнная гитара. М. – Л.: Музгиз, 1948. 148 с.
Ильгин К. В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2003. 150 с.
Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. 370 с.
Мусатов В. Краткий очерк по истории развития русского гитаризма (машинопись). Орджоникидзе, 1984. 110 с.
Пыляев М. И. Старый Петербургь. Разсказы изь былой жизни столицы. С.-Петербургь: Тип. А. С. Суворина, 1889. 497 с.
Пыляев М. И. Цыганская старина: очеркь // Сборник трудов "Вестника литературы и науки" (приложеніе кь журналу "Всемірная Иллюстрація"). 1893. Т. XIX. Iюль-сентябрь. С. 58–67.
Рехин И. Вариации на тему "Гитара в России" // Гитаристь. 2004. № 2. С. 22–23.
Русанов В. Гитара в России. М., 1901. 64 с.
Стахович М. А. Очеркь исторіи семиструнной гитары. Сихра – Аксеновь – Высотскій // Москвитянинь: учено-литературный журналь. 1854. Т. 4. № 13. С. 1–17.
Стахович М. А. Продолженіе исторіи семиструнной гитары (письмо кь А. А. Григорьеву). Современные гитаристы // Москвитянинь: учено-литературный журналь. 1855. Т. 5. № 15–16. С. 226–238.
Субота А. В. Эволюция гитары в музыкальной жизни России конца ХVIII – начала XIX века (социокультурный и органологический аспекты) // Вестник Международного славянского ун-та. Серия "Искусствознание". 2006. Т. 9. № 1. С. 41–51.
Ширялин А. Поэма о гитаре. М.: Молодежная эстрада, 1994. 160 с.
Timofeyev O. V. The Golden Age of the Russian Guitar: Repertoire, Performance Practice, and Social Function of the Russian Seven–String Guitar Music, 1800–1850: dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department of Music in Graduate School of Duke University. Durham, 1999. 584 р.