Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4. Ч. 2. С. 134-140.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАНСКРИПТОРСКОГО СТИЛЯ А. ГОРБАЧЕВА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ПЬЕСЫ А. БЫЗОВА "ША, ШТИЛ" ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НА БАЛАЛАЙКЕ)
Паршин Михаил Викторович
Тольяттинская консерватория
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития транскрипторского искусства в современном балалаечном исполнительстве. В последнее время одной из его характерных черт стало исполнение лучших образцов домровой музыки. На основе сравнительного анализа домровой пьесы А. Бызова "Ша, Штил" и созданного одним из известнейших представителей современного народно-инструментального исполнительства А. Горбачёвым переложения для балалайки и фортепиано автор не только выявляет особенности трансформации оригинального музыкального материала, свойственные музыканту, но и показывает некоторые достижения в технике игры на балалайке, которые способствовали переходу искусства транскрибирования на новый уровень.
Ключевые слова и фразы: транскрипторское искусство, балалаечное исполнительство, балалаечная транскрипция, современное народно-инструментальное искусство, переложение домровых пьес, transcription art, balalaika artistic performance, balalaika transcription, modern folk-instrumen
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бородин Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: дисc.. д. искусствоведения. М., 2006. 434 с.
Давыдов Н. А. Теоретические основы переложения для баяна инструментальных произведений: дисс. … к. искусствоведения. Киев, 1972. 199 с.
Иванчей Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века: автореф. дисс.. к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2009. 24 с.
Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 370 с.
Кириллова M. M. Песни Шуберта в фортепианной транскрипции Листа (инструментальное воплощение и исполнительская трактовка): дисс. … к. искусствоведения. Л., 1974. 200 с.
Коган Г. О транскрипции // Коган Г. Избранные статьи. М., 1972. Вып. 2. С. 63-68.
Круглов В. Искусство игры на домре: учеб. пособие. М.: ИД "Композитор", 2001. 188 с.
Лауреат Международных конкурсов "Классик-дуэт" Андрей Горбачев (балалайка). Заслуженная артистка России Татьяна Ханинова (фортепиано) [Электронный ресурс]. URL: http://www.andreygorbachev.com/ (дата обращения: 01.12.2012).
Липс Ф. Р. Об искусстве баянной транскрипции. М. - Курган: Мир нот, 1999. 96 с.
Лысенко Н. Т. Методика обучения игре на домре: учеб. пособие. Киев: Муз. Укра?на, 1990. 91 с.
Пересада А. И. Балалайка: популярный очерк. М.: Музыка, 1990. 64 с.
Пересада А. И. Справочник балалаечника. М.: Всес. изд. "Сов. композитор", 1977. 224 с.
Прокина Н. В. Фортепианная транскрипция (проблемы теории и история жанра): дисс. …к. искусствоведения. М., 1988. 198 с.
Руденко В. И. Концертная скрипичная транскрипция XX века и проблемы интерпретации // Музыкальное исполнительство / сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева, В. А. Натансона. М.: Музыка, 1979. Вып. 10. С. 22-56.