Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1. Ч. 1. С. 113-117.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА НАМЕКА В ЕГИПЕТСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ СТАРОГО ЦАРСТВА
Куликов Фёдор Иванович
Горно-Алтайский государственный университет
Аннотация. Объектом исследования является художественное оформление египетских гробниц Старого царства. Цель работы – выяснить назначение так называемых цилиндров фараона в композиции частной и царской скульптур. Путем сравнительного анализа иконографии скульптурных и рельефных изображений хозяина гробницы впервые доказано, что появление цилиндров в руках вельможи является следствием применения египетским мастером принципа намека. Их использование объясняется техническими проблемами: скульптору необходимо было показать весь атрибутивный набор в руках, но сделать это не в ущерб прочности своего изделия. Выяснено, что цилиндры в руках не только намекали на наличие необходимых атрибутов (посоха, жезла, лотоса или платка), но и генерировали их.
Ключевые слова и фразы: древний Египет, Старое царство, египетская гробница: египетская скульптура, "цилиндры фараона", ancient Egypt, Old Kingdom, Egyptian tomb, Egyptian sculpture, Pharaoh’s cylinders
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Большаков А. О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2001.
Куликов Ф. И. Жезл и платок как корреляты в системе староегипетской частной гробницы уровня "хозяин – сцена" // Материалы XXVI Международной научной конференции "Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций": петербургские египтологические чтения. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013 (в печати).
Куликов Ф. И. Изображение жреческой службы в часовне староегипетских частных гробниц: некоторые принципы построения сюжета // Вестник древней истории. 2012. № 2. С. 102-118.
Пунин А. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство. СПб.: Азбука, 2010. 656 с.
Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Аграф, 2012. 240 с.