Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8. Ч. 2. С. 134-146.
ИНТОНАЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ СТИХА А. БЛОКА И ЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ "В УГЛУ ДИВАНА")
Опарина Юлия Михайловна
Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова, г. Москва
Аннотация. Статья посвящена проблеме музыкальности поэзии, рассматриваемой в ракурсе поэтической интонации как "звукосмысла" стиха. Именно интонация представляется автору областью пересечения формального и "содержательного" аспектов поэтического текста, поскольку является в равной мере и структурным, и эмоционально-смысловым его компонентом. В работе предлагается оригинальная методика анализа поэтической интонации. Интонационное становление композиции стиха рассматривается как явление, родственное аналогичному музыкальному процессу, поэтому особую остроту приобретает проблема сохранения поэтической интонации в музыкальной интерпретации стихотворения. Возможности и способы воплощения поэтической интонации в музыке показаны на примере трёх композиторских прочтений стихотворения А. Блока "В углу дивана".
Ключевые слова и фразы: музыкальность поэзии, поэтическая интонация, звук и ритм в стихотворении, ритмическая структура стиха, интонационная композиция, А. Блок, musicality of poetry, poetic intonation, sound and rhythm in poem, rhythmic structure of verse, intonational composition, A. Block
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бернштейн С. И. Голос Блока // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Вып. II. С. 454-525.
Блок А. А. Собр. соч.: в 8-ми т. М. - Л., 1962. Т. 2. 467 с.; Т. 5. 800 с.
Блок и музыка: сб. статей / сост. М. Элик. Л. - М., 1972. 280 с.
Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. I. С. 96-122.
Вейдле В. В. Музыка речи // Эмбриология поэзии: статьи по поэтике и теории искусства. М., 2002. С. 66-116.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: соч. М., 1958. Т. XIV. Кн. III. 440 с.
Жура М. В. Интегративная роль музыки в культуре Серебряного века [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2009_7-2_18.pdf (дата обращения: 26.06.2012).
Златоустова Л. В. Ритмическая организация стихотворений А. Блока (ранняя лирика) // Вестник Московского университета. Серия 9. 1980. № 6. С. 34-41.
Кац Б. А. Стань музыкою, слово! Л., 1983. 151 с.
Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 405-602.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. 704 с.
Невзглядова Е. В. Метр и смысл ("Семантика метра" в связи с книгой М. Л. Гаспарова "Метр и смысл") // Невзглядова Е. В. О стихе. СПб., 2005. С. 88-98.
Павлович Н. А. Воспоминания об Александре Блоке // Блоковский сборник. Тарту, 1964. С. 446-506.
Полевая В. Доверься тишине... Восемь "мгновений" с Валентином Сильвестровым // Зеркало недели. 2007. 27 октября.
Рождественский Вс. А. Страницы жизни. Л., 1962. 382 с.
Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. М., 2002. Кн. 2. Строфика. 484 с.
Холшевников В. Е. Интонационно-ритмический строй стихотворной речи // Основы стиховедения. Русское стихосложение. СПб., 2002. С. 159-195.
Чепинога А. В. Воображение певца как главное условие формирования действенной интонации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2010_5_12.pdf (дата обращения: 26.06.2012).