Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7. Ч. 2. С. 147-151.
КУЛЬТ ВЛАСТИ В КИТАЕ И ВЫЗОВЫ НАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
Смертин Юрий Григорьевич
Кубанский государственный университет
Аннотация. В статье исследуется феномен сакрализации власти в Китае на основе монополизации ею доступа к трансцендентной сфере. Особое внимание уделяется культу правителя и связанному с ним культу Неба. Рассматриваются особенности народной религиозной культуры, которая периодически бросала вызов власти имперского государства, вырабатывая альтернативные концепции и практики доступа к сакральным силам. Делается вывод, что в современном китайском этосе уживаются конфуцианские установки, даосские практики, буддийская картина мира и атеизм. Нынешняя власть монополизировала видение технократического будущего, а для народной культуры остается значимой древняя космология, и такая мировоззренческая дихотомия чревата конфликтными ситуациями.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Го юй (Речи царств) / пер. с кит., вступл. и примеч. В. С. Таскина. М.: Наука, 1987. 472 с.
Де Гроот Я. Я. М. Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае. СПб.: Евразия, 2001. 448 с.
Десять правил ихэтуаней [Электронный ресурс]. URL: http//www.info/Texts/Documenty/China/XIX/1880-1900/Ihetuan/1-20/20.htm (дата обращения: 10.01.2012).
Зинин С. В. Протест и пророчество в традиционном Китае. М.: Институт Востоковедения РАН, 1997. 228 с.
История Китая / В. В. Адамчик, М. В. Адамчик, А. Н. Бадан и др. М.: АСТ, 2005. 736 с.
Крюгер Р. Китай: история страны. М.: Эксмо, 2008. 544 с.