Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3. Ч. 2. С. 30-32.
ПРОБЛЕМА "ОСОБОГО ПУТИ" РОССИИ В КОНЦЕПЦИИ СЛАВЯНОФИЛОВ XIX ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Беляев Артём Николаевич
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы "особого пути" России, которая занимает важное место в социально-философской концепции славянофилов XIX века. Основное внимание автор уделяет анализу исторических предпосылок развития мессианских воззрений ранних славянофилов и приходит к выводу, что наиболее значимыми из них являются реализация механизмов национального самосознания после победы в Отечественной войне 1812 г. и влияние немецкой философской мысли начала XIX века, сконцентрированной на идее национального своеобразия и предназначения нации.
Ключевые слова и фразы: раннее славянофильство, "особый путь" России, православие, механизмы национального самосознания, влияние немецкой философии, мессианизм и миссионизм, проблема "особого пути" в условиях современности, early Slavophiles, Russia's "special way", Orthodoxy, national self-consciousness mechanisms, German philosophy influence, messianism and missionism, "special way" problem in conditions of modernity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков // Бердяев Н. А. Собрание сочинений. Париж: YMCA-Press, 1997. Т. V. 578 c.
Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
Ерёмин И. П. Старец Филофей // История русской литературы: в 10-ти т. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Т. II. Ч. 1. С. 304-306.
Карушева М. Ю. Славянофильская драма. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. 256 с.
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов. М.: Высшая школа, 1989. 480 с.
Мотренко Т. В. Гегелевские идеи в мировоззренческо-религиозной парадигме российской философии XIX - начала XX века. Киев: Слово, 2005. 448 с.
Парамонов Б. М. Конец стиля. М.: Аграф, 1999. 464 с.
Рашковский Е. Б., Хорос В. Г. Проблема "Запад - Россия - Восток" в философском наследии П. Я. Чаадаева // Восток - Запад: исследования, переводы, публикации: альманах. М.: Наука, 1988. Вып. 3. С. 110-142.
Сергеев С. Ещё раз об "особом пути" // Москва. 2009. № 2. С. 151-154.
Смолин О. Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки // Философские науки. 2006. № 3. С. 5-27.
Стенник Ю. В. Об истоках славянофильства в русской литературе XVIII века // Славянофильство и современность: сб. статей. СПб.: Наука, 1994. С. 5-23.
Хомяков А. С. Несколько слов о "Философическом письме", напечатанном в 15 книжке "Телескопа": письмо к г-же Н. // Хомяков А. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1994. Т. 1. Работы по историософии. С. 449-455.
Хомяков А. С. О старом и новом // Хомяков А. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1994. Т. 1. Работы по историософии. С. 456-471.
Хомяков А. С. Семирамида: исследование истины исторических идей // Хомяков А. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1994. Т. 1. Работы по историософии. С. 15-446.