Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2. Ч. 1. С. 65-69.
Губарева Оксана Витальевна
Российская христианская гуманитарная академия
Аннотация. Статья раскрывает значение эстетико-богословских творений блж. Августина для формирования искусства иконописи в первые века христианства и опровергает преимущественную роль в этом процессе Плотина, на труды которого традиционно опирается искусствоведческая наука. Автор уделяет внимание различиям во взглядах блж. Августина и Плотина в основополагающих для искусства вопросах и показывает, как эти различия влияют на эстетико-богословское понимание искусства иконы.
Ключевые слова и фразы: иконопись, богословие иконы, древнерусское искусство, Византия, ритм в искусстве, византийская эстетика, церковное искусство, icon painting, icon theology, Old Russian art, Byzantium, rhythm in art, Byzantine aesthetics, church art
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
Алпатов М. В. "Распятие" Дионисия // Этюды по всеобщей истории искусств: избранные искусствоведческие работы. М.: Советский художник, 1979. С. 167-183.
Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967. Т. 1-2.
Бейджент М., Ли Р. Эликсир и камень. М.: Эксмо, 2007.
Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. М., 2007. Т. 1.
Верещацкий П. Плотин и Блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Православный собеседник. 1911. № 7, 9.
Герчук Ю. А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998.
Двоскина Е. М. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина "De musica libri sex". М., 1998.
Древнерусское искусство: идея и образ: опыты изучения византийского и древнерусского искусства: материалы Международной научной конференции 1-2 ноября 2005 года / ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М.: Северный паломник, 2009.
Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения: условность древнерусского искусства. М., 1970.
Зяблицев Г., диак. Богословие блаженного Августина и античная философия // Церковь и время. 1991. № 1. С. 65-76.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1992. Т. VIII. Кн. I.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
Нестерова О. Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 29-34.
Озолин Н., прот. Несколько слов о лингвистических приемах в иконографическом методе А. Н. Грабара // Искусство христианского мира. М., 1998. № 2. С. 5-9.
Писарев Л. Авторитет Августина, еп. Иппонского, в области христианского богословия, по суду древних христианских писателей. Казань, 1903.
Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: некоторые проблемы: древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974.
Преображенский С. Блаженный Августин, Пелагий и православие // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 12. С. 59-62.
Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975.
Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 2002.
Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма, 1994. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта.
Grabаr A. Plotin et les origines de l'esthetique medievale // Cahiers archeologiques. 1968. № I. P. 15-29; № III. Р. 1-6.
Muratoff P. La Peinture Byzantine. Paris: A. Weber, 1935.