Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5. Ч. 3. С. 110-115.
КАН Ю-ВЭЙ, "КОНФУЦИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ" И ХРИСТИАНСКИЕ МИССИОНЕРЫ: ОБ ОДНОЙ МАЛОИЗВЕСТНОЙ СТРАНИЦЕ ИСТОРИИ
Мартынов Дмитрий Евгеньевич
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Аннотация. В статье рассматривается малоизвестный аспект деятельности великого китайского реформатора Кан Ю-вэя (1858-1927), который в период Движения за реформы 1898 г. предлагал превратить конфуцианство в государственную религию, организованную по образцу христианских церквей. Это произошло под влиянием западных миссионеров, однако Кан Ю-вэй относился к их теориям избирательно и с прагматической точки зрения.
Ключевые слова и фразы: Кан Ю-вэй, конфуцианство, христианство, государственная религия, Kang Youwei, Confucianism, Christianity, state religion
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Кобзев А. И.О термине Н. Я. Бичурина "религия ученых" и сущности конфуцианства // Н. Я. Бичурин и его вклад русское востоковедение. М., 1977. Ч. 1. С. 103-115.
Мартынов Д. Е.Исторические воззрения Эрнста Фабера: конфуцианское учение и евангелическая миссия в Китае второй половины XIX в. // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2007. Вып. 8. С. 22-27.
Мартынов Д. Е. Кан Ю-вэй: жизнеописание. Казань, 2010. 328 с.
Мартынов Д. Е. Протестантские миссионеры в Китае (из истории взаимодействия христианства и китайской культуры) // Человек. 2008. № 3. С. 65-77.
Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ювэй // Избранные произведения: в 5-ти кн. М., 2006. Кн. 1. ИсторияКитаядоХХвека. С. 10-415.
Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago, 1994.
China and Christianity: Burdened Past, Hopeful Future / ed. by Stephen Uhalley, Xiaoxin Wu. Armonk (N.Y.), 2000.
Elvin M.The Collapse of Scriptural Confucianism // Papers on Far Eastern History. 1990. Vol. 41. P. 45-77.
Faber E.Chronological Handbook of the History of China: a Manuscript Left by the Late Rev. Ernst Faber / ed. by Pastor P. Kranz. Shanghai, 1902.
Fung Yu-Lan.A History of Chinese Philosophy. Princeton, 1953. Vol. II. The Period of Classical Learning (From the Second Century B.C. to the Twentieth Century A.D.) / tr. by Derk Bodde.
Goossaert V.1898: The Beginning of the End for Chinese Religion? // Journal of Asian Studies. 2006. Vol. 65. № 2. P. 307-336.
HsuImmanuel C.-Y. The Rise of Modern China. 3rd ed. N.Y. - Oxford, 1983.
Richard T.Forty-Five Years in China: Reminiscences. N.Y., 1916.
Zurcher E.Confucian and Christianity Religiosity in Late Ming China // The Catholic Historical Review.1997. Vol. 83. № 4. P. 615-622.
Е Дэ-хуй.И-цзяо цун бянь(Собрание трудов Преданного Учению). бэй,
Лян Ци-чао.Цин дай сюэ шу гай лунь(Очерк учений династии Цин). Шанхай
Тайси синь ши ланьяо: эр ши сы цзюань(Наиболее важные события из новейшей истории Европы и Америки в 24 свитках) / Макэньси чжу; Ли Димотай и; Цай Эр-кан шу (Р. Макензи, устный перевод Т. Ричарда, письменное изложение Цай Эр-к
Тянь дао су юань / Дин Вэй-лян бянь.Тайбэй
Цзы си цу дун (Наступающий Запад, уходящий Восток) / Хуа Чжи-ань чжу (Сочинение Э. Фабера).Шанхай,
Цин шандин цзяоань фалюй личжэн кэцзюй вэньти тин Тянься сян и цзэншэ вэньмянь бинчэн "Кун-цзы гай чжи као" чжэ(Прошение об издании закона, препятствующего инцидентам с иностранными миссионерами, исправляющего систему государственных экзаменов, дозволяющего строить храмы Конфуция во всех селах и городах, и о представлении [государю] книги "Учение Конфуция об изменении правления") // Кан Ю-вэй цюаньцзи (Кан Ю-вэй.Полное собрание сочинений) / Цзян И-хуа, Чжан Жун-хуа бянь цзяо (ред.-сост. ЦзянИ-хуа