Средства реализации категории театральности в семиотически гетерогенном тексте каллиграмм (на материале каллиграмм Г. Аполлинера)
Чвалун Роза Владимировна, Кизилова Наталья Игоревна
Ставропольский государственный аграрный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 04.08.2024
Аннотация. Цель исследования – дать комплексное описание реализации лингвосемиотической категории театральности в семиотически гетерогенном тексте каллиграмм Г. Аполлинера. В статье указаны основные исследовательские единицы и аспекты теоретического описания, даны определения и обзор ключевых параметров театральности в семиотически гетерогенном тексте, а именно в каллиграммах Г. Аполлинера. Исходя из того, что театральность в любом контексте представляет собой значимую категорию, определяющую выбор средств для реализации поставленных целей, рассмотрение авторской стратегии на примере построения текстов каллиграмм ведется в четырех основных направлениях: собственно языковой аспект; когнитивный аспект; прагматический аспект; семантический аспект. Научная новизна: на базе проведенного анализа лингвистического материала были выявлены и описаны способы и средства реализации категории театральности на разных уровнях семиотически гетерогенного текста каллиграмм: лексический, грамматический, стилистический (вербальный компонент); графический, семиотический (невербальный компонент). В результате были определены ключевые параметры категории театральности в тексте, к которым относятся: условное время, условное пространство (мизансцена), персуазивность, иллюзия референциальная, аттрактивность. Лингвосемиотическая категория театральности как совокупность вербальных и невербальных компонентов реализуется в языке каллиграмм, где визуализация текста – это результат театрализации его языка. Исходя из этого, было сделано предположение, что доминирующий параметр в семиотически гетерогенном тексте каллиграмм и основополагающий параметр категории театральности текста – это иллюзия референциальная. Отсюда следует, что обязательными условиями реализации категории театральности являются акцентированность и зрительское восприятие.
Ключевые слова и фразы: театральность, лингвосемиотическая категория, семиотически гетерогенный текст, прагматическая категория, коммуникация, theatricality, linguosemiotic category, semiotically heterogeneous text, pragmatic category, communication
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007.
Гальцова Е. Д. К вопросу о генезисе понятия «театральности» во Франции: от Вагнера к французской театральной семиотике // Литература ХХ века. Итоги и перспективы изучения. Седьмые Андреевские чтения. М.: Экон-Информ, 2009.
Гальцова Е. Д. Французский вектор авангарда // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.). Теория, история, поэтика: в 2 т. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2.
Евреинов Н. Н. Демон театральности. СПб.: Летний сад, 2002.
Казарин Ю. В. Поэтический текст как система: монография. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 1999.
Коваль О. В. Назначение в поэтику: общность теории языка и теории искусства в счете художественной семиотики и лингвоэстетики // Критика и семиотика. 2007. № 11.
Коваль О. В. О связи визуально-динамического и лингвистического дискурсов // Гуманитарная наука сегодня: материалы конференции. М.: Эйдос, 2006.
Котте А. Театральность: понятие в поисках собственного предмета // Театроведение Германии: система координат / сост. Э. Фишер-Лихте, А. А. Чепуров. СПб.: Балтийские сезоны, 2004.
Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград: Парадигма, 2004.
Олянич А. В. Театральность как категория политического дискурса // Дискурс-Пи. 2015. № 2.
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002.
Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6.
Степанов Ю. С. В трёхмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии и искусства). М.: Наука, 1985.
Степанов Ю. С. Хаос и абсурд в поэтике Авангарда // Поэтика исканий, или Поиск поэтики: материалы междунар. конф.-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные литературные стратегии». М.: Издательство Института русского языка им. В. В. Виноградова, 2004.
Чвалун Р. В. Реализация категории театральности в языке семиотически гетерогенных текстов (на материале каллиграмм Г. Аполлинера и их условных эквивалентов): дисс. … к. филол. н. Ставрополь, 2017.
Чвалун Р. В., Калашова А. С., Махова И. Н. Лингвистические и структурно-графические особенности нелинейного текста Василия Каменского «Танго с коровами: железобетонные поэмы» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5.
Чвалун Р. В., Кизилова Н. И., Чуднова О. А. Корреляция понятийных полей «театр» – «театральность» (на примере русского и французского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 12.
Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учебное пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
Штайн К. Э. Гармония поэтического текста: монография. Ставрополь: Издательство СГУ, 2006.
Штайн К. Э. Принципы анализа поэтического текста: учебное пособие. Ставрополь, 1993.
Шубина Н. Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 97.
Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2007.
Davis C. T., Postlewait T. Theatricality. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. L. – N. Y.: Routledge, 2005.
Féral J., Bermingham R. P. Theatricality: The Specificity of Theatrical Language // SubStance. 2002. Vol. 2/3.
Fischer-Lichte E. I – Theatricality Introduction: Theatricality: A Key Concept in Theatre and Cultural Studies // Theatre Research International. 1995. Vol. 20.
McGillivray G. The Discursive Formation of Theatricality as a Critical Concept // Metaphorik. 2009. Aus. 17.
Ubersfeld A. Le dialogue de théâtre. P.: Lettres Belin S.U.P., 1996.
Ubersfeld A. Lire le théâtre. P.: Essentiel, 1982.