Чувства и чувствительность в средневековых итальянских видениях (на материале поэзии рубежа XIII-XIV вв.)
Кедрова Мария Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.03.2024
Аннотация. Цель исследования – проанализировав три поэмы рубежа XIII-XIV вв., выявить чувства и эмоции героев, обитателей загробного мира, с последующим объяснением функций репрезентации выделенных феноменов в текстах. Материалом для статьи послужили написанные на народном языке поэмы итальянских поэтов-дидактиков Бонвезина да ла Рива («Книга трёх Писаний») и Джакомино да Верона («Адский Вавилон» и «Небесный Иерусалим»). Научная новизна работы заключается в выявлении тропов и мотивов, с помощью которых авторы выбранных поэм репрезентируют то или иное чувство. В результате определено, что чувства, описываемые и называемые выбранными авторами, инсценированы в соответствии с ролевой природой жанра видения. «Чёрное Писание» Бонвезина да ла Рива и «Адский Вавилон» Джакомино да Верона отличаются большей оригинальностью и насыщенностью тропами (эпитеты, метафоры и т. д.), чем образы рая. Описание грехов в творчестве Бонвезина является более умеренным, в то время как Джакомино да Верона обращается к народной смеховой культуре. Было установлено, что целевой аудиторией Бонвезина были монахи, а комическая составляющая «Адского Вавилона» была направлена на широкую публику.
Ключевые слова и фразы: жанр загробных видений, репрезентация эмоций в тексте, ролевая природа жанра видения, средневековые итальянские поэты-дидактики, народная смеховая культура, genre of afterlife visions, representation of emotions in the text, role-playing nature of vision genre, medieval Italian didactic poets, folk laughing culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баксандалл М. Джотто и другие суждения итальянских гуманистов о живописи и открытие композиции / пер. с англ. А. Завьяловой. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. М.: Искусство, 1989.
Ле Гофф Ж. Рождение Чистилища / пер. с фр. В. Бабинцева, Т. Краевой. Екатеринбург – М.: У-Фактория; ACT, 2009.
Пильгун А. В. Адская пасть в латинских визионерских текстах и средневековых рукописных миниатюрах // Люди и тексты. Исторический альманах. 2022. № 15.
Пильгун А. В. Потусторонний мир Средневековья: рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX-XV веков. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2019.
Пустовит А. В. История европейской культуры: учеб. пособие. К.: МАУП, 2004.
Хартнелл Д. Голое Средневековье. Жизнь, смерть и искусство в Средние века / пер. с англ. А. Н. Мурашова. М.: АСТ, 2019.
Ярхо Б. И. Б. И. Ярхо и исследование жанра видений // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. Вып. 4.
Albini G. Bonvesin da la Riva, un intellettuale laico alla ricerca di una dimensione religiosa nella Milano di fine Duecento // Albini G. Carità e governo delle povertà (secoli XII-XV). Milano, 2002.
Exemplum e letteratura tra Medioevo e Rinascimento. Bologna: Il Mulino, 1989.
Frugoni Ch. L’affare migliore di Enrico. Giotto e la cappella degli Scrovegni (Saggi, n. 899). Torino: Einaudi, 2008.
Knuuttila S. Emotions in Ancient and Medieval Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 2004.
Pisani G. Dante e Giotto: la Commedia degli Scrovegni // Dante fra il settecentocinquantenario della nascita (2015) e il settecentenario della morte (2021): Atti delle Celebrazioni in Senato, del Forum e del Convegno internazionale di Roma: maggio-ottobre 2015: in 2 vols. / a cura di E. Malato e A. Mazzucchi. Roma: Salerno Editrice, 2016. Vol. II.
Rosenwein B. Emotional Communities in Early Middle Ages. Ithaca: Cornell University Press, 2006.
Schnell R. Ekel und Emotionsforschung: Mediavistische Uberlegungen zur Aisthetik des Hasslichen // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2005. Jg. 79. H. 3.