Формы свободного стиха в творчестве Зарины Кануковой (на материале сборника «Хэку/Родина»)
Хавжокова Людмила Борисовна
Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук
Дата поступления рукописи в редакцию: 03.04.2024
Аннотация. В статье исследуется проблема эволюции форм свободного стиха в адыгской (кабардинской) поэзии на примере творчества кабардинской поэтессы, писателя, драматурга Зарины Саадуловны Кануковой (1969), в частности ее последнего поэтического сборника «Хэку/Родина» (2022). Рассматриваются поэтические композиции различной степени свободы от рифмометрических конструкций, а также конвенциональные стихи, созданные в строгом соответствии с правилами классической силлабо-тонической версификации. Цель исследования – определить тенденции развития форм свободного стиха в национальной поэзии в целом и в творчестве З. Кануковой в частности. Научная новизна работы заключается в выявлении и исследовании новаторских для адыгской (кабардинской) литературы поэтических форм – разновидностей свободного стиха; затрагивается малоизученная проблема трансформации системы национального стиха; впервые вводится в научный оборот материал исследования, представленный в сборнике «Хэку/Родина». Полученные результаты доказывают прогрессирующий характер форм свободного стиха в заявленной книге и дают основание предположить движение всей адыгской (кабардинской) поэзии в сторону постепенного формального раскрепощения/освобождения.
Ключевые слова и фразы: адыгская (кабардинская) поэзия, Зарина Канукова, поэтический сборник «Хэку/Родина», формы свободного стиха, Adyghe (Kabardian) poetry, Zarina Kanukova, collection of poems "Хэку/Homeland", forms of free verse
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бубнов А. В. В лаборатории свободного стиха // Южное сияние. 2018. № 2 (26).
Бурич В. От чего свободен свободный стих // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Вациетис О. Мощь и беззащитность верлибра // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Егольникова К. А. «От чего не свободен свободный стих»: дискуссия о русском верлибре // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 1 (9).
Канукова З. С. Язык поэзии. Предисловие = Усыгъэм и бзэ // Канукова З. С. Родина. Стихотворения = Хэку. Усэхэр. Нальчик: Тетраграф, 2022b.
Куприянов В. Предпосылки и перспективы // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Мастерство писателя: от чего не свободен свободный стих? // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Метс А. Тенденции эволюции свободного стиха // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Налоев З. М. Сочинитель душевных стихов. Вступительная статья = Псэрыусэ // Канукова З. С. Родина. Стихотворения = Хэку. Усэхэр. Нальчик: Тетраграф, 2022.
Наровчатов С. Учит ли верлибр поэтическому мастерству? // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Овчаренко О. К вопросу о типологии свободного стиха // Вопросы литературы. 1979. № 2.
Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002.
Орлицкий Ю. Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. Изд-е 2-е. М.: Издательский Дом ЯСК, 2021.
От редакции // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Самойлов Д. С. Заботиться о содержательной стороне стиха // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Слуцкий Б. Надобно ли? И в какой мере? // Вопросы литературы. 1972. № 2.
Тарковский А. «Традиционный» – «то “точный”» // Вопросы литературы. 1972. № 2.