Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2024. № 5. С. 1713-1721.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20240247

Повесть Л. И. Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» в современной киноинтерпретации

Норина Наталья Викторовна
Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета


Дата поступления рукописи в редакцию: 19.04.2024
Аннотация. Цель исследования – в процессе изучения особенностей современной киноинтерпретации повести Л. И. Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» (1962) выявить причины, обусловившие изменение её кинотрактовки на современном этапе по сравнению с советской экранизацией 1966 года. В статье на материале сравнительного анализа детской юмористической повести Л. И. Давыдычева, её экранизации 1966 года и фильма-ремейка 2022 года изучается положительное идейно-нравственное воздействие советского искусства на личность ребёнка и чисто развлекательный, манипулятивный характер современного жанра «семейного фильма», укоренившегося в российском кинематографе в качестве замены детского игрового кино. Научная новизна исследования состоит в том, что на материале впервые предпринимаемого сравнительного анализа указанного выше текста-оригинала Л. И. Давыдычева, его киноинтерпретации и кинореинтерпретации 2022 года выявлены признаки новой формы бытования художественного текста Л. И. Давыдычева – кинореинтерпретации с переносом действия в современность. В результате исследования доказано, что значимые для писателя идейно-нравственные установки в литературном тексте и в сценарии фильма 1966 года подверглись полному пересмотру и искажению со стороны создателей современного ремейка, ориентировавшихся при его производстве на коммерческий успех и связанные с ним социокультурные тенденции.
Ключевые слова и фразы: Л. И. Давыдычев, повесть «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», киноинтерпретация художественного текста, перенос действия в современность, L. I. Davydychev, story “The Difficult, Full of Adversities and Dangers Life of Ivan Semenov, a Second-Grader and a Second-Year Student”, film interpretation of a literary text, transfer of action to modernity
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Булавина М. О. Гоголь в немом кинематографе // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27. № 1.
  2. Булавина М. О. Творчество Гоголя в постмодернистских киноинтерпретациях // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и Филология. 2022. Т. 32. Вып. 2.
  3. Волкова П. С. Интерпретация – реинтерпретация: общее и особенное // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3 (28).
  4. Гуральник У. А. Русская литература и советское кино. Экранизация классической прозы как литературоведческая проблема. М.: Наука, 1968.
  5. Гурвич И. Кино глазами литературоведа // Вопросы литературы. 1969. № 3. https://voplit.ru/article/kino-glazami-literaturoveda/
  6. Зорин А. Н., Рясов Д. Л., Мохаммед В. А. Вечная ревизия. Экранизации гоголевских текстов в ХХI в. // Наука телевидения. 2021. № 17 (4).
  7. Кара-Мурза С. Г. Советская и западная школа: что ломают в России в начале XXI века? // Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. М.: Алгоритм, 2016.
  8. Коршунов В. «Мы это уже видели». Ремейки в современной экранной культуре. Круглый стол // Искусство кино. 2015. № 5.
  9. Левина Л. А. Трагедии В. Шекспира в современной киноадаптации («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (77).
  10. Мильдон В. Другой Лаокоон, или О границах кино и литературы. Эстетика экранизации. М.: РОССПЭН, 2007.
  11. Петрова М. В. Римейк как социокультурный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3 (60).
  12. Семёнов В. Л. Жизнь и творчество Л. И. Давыдычева: монография. Пермь: Изд-во Богатырев П. Г., 2020.
  13. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  14. Шестакова И. В. Авторский стиль фильма Л. Бобровой «Верую!» (по мотивам рассказов В. Шукшина) // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5 (30).
  15. Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 8 (52).
  16. Шкловский В. Б. За 60 лет: работы о кино. М.: Искусство, 1985.
  17. Шлейникова Е. Е. Римейк // Новый филологический вестник. 2011. № 2 (17).

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru