Феномен художественного свиста в традиционной культуре Китая и его связь с китайской классической литературой
Семененко Иван Иванович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.03.2024
Аннотация. Цель исследования – определить значение, место и основные особенности художественного свиста «сяо» 啸 в традиционной культуре и классической словесности Китая. В статье рассматриваются наиболее ранние теоретические обобщения китайцев о свисте, указываются созданные ими формы и технические приемы свиста, прослеживается история свистового искусства в контексте развития китайской литературы и выявляются его различные функции и влияние на творчество литераторов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной синологии китайский свист становится предметом специального комплексного изучения: выясняются философская основа, эстетика и литературное значение художественного свиста, дается периодизация истории этого искусства с достаточно подробным рассмотрением наиболее важных в ней эпох и периодов, приводится классификация «сяо» по различным видам, анализируется его использование в фольклоре и литературе. В результате исследования установлено особое и достаточно заметное место художественного свиста в традиционной культуре Китая, выявлена философско-эстетическая сущность данного феномена, определены основные функции и жанровые разновидности свистового искусства, раскрыто его значение в китайской классической словесности.
Ключевые слова и фразы: продолжительный свист (чан сяо), естественность (цзыжань), учение о сокровенном (сюань сюэ), высвистывать песни (сяо гэ), рецитировать стихи и свистеть (инь сяо), литературный топос свиста, long whistling (chang xiao), naturalness (ziran), profound learning (xuan xue), whistling songs (xiao ge), recite poems and whistle (yin xiao), literary topos of whistling
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Восточная литература, 2002. Кн. 1-2.
Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая / вступ. ст., перев. и коммент. Л. Д. Позднеевой. М.: Вост. лит., 1967.
Барулин А. Н. Семиотический рубикон в глоттогенезе. Часть 1 // Вопросы языкового родства. 2012. № 8.
Бежин Л. Е. Под знаком «ветра и потока». М.: Вост. лит., 1982.
Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / предисл., перев. и коммент. Э. М. Яншиной. М.: Вост. лит., 1977.
Курциус Э. Р. Европейская литература и латинское Средневековье: в 2-х т. М.: Издательский дом ЯСК, 2021. Т. 1-2.
Лаоцзы. Обрести себя в Дао / сост., автор перв. разд., предисл. к разд., перев. с древнекит. и немец., коммент. И. И. Семененко. М.: Республика, 1999.
Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Вост. лит., 1979.
Лосев А. Ф. Вступительный очерк // Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева; предисл. и общ. ред. В. П. Шестакова. М.: Музгиз, 1960.
Малявин В. В. Духовная культура // Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М.: Вост. лит., 1979.
Музыкальная эстетика стран Востока / общ. ред. и вступ. ст. В. Шестакова. М.: Музыка, 1967.
Позднеева Л. Д. История китайской литературы. М.: Восточная литература, 2011.
Хуайнаньцзы: философы из Хуайнани / пер. с кит., вступ. ст. и примечания Л. Е. Померанцевой. М.: Вост. лит., 2016.
DeWoskin K. J. A Song for One or Two. Music and the Concept of Art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese Studies (The University of Michigan), 1982.
Edwards E. D. 'Principles of Whistling' – 嘯 旨 Hsiao Chih – Anonymous // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1957. Vol. 20. No. 1/3.
Holzman D. Poetry and Politics. The Life and Works of Juan Chi A. D. 210-263. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.
Saussy H. The Problem of a Chinese Aesthetic. Stanford: Stanford University Press, 1993.
Zheng Yiren. Sounding the Ineffable: Third-Century Chinese Whistling as an Alternative Voice // Duke University Press. 2021. Vol. 29. No. 2.
淮南鸿烈集解: 全二册 / 刘文典撰. 北京: 中华书局, 2016年 (Великий свет Хуайнани со сводными комментариями: в 2-х т. / сост. Лю Вэньдянь. Пекин: Чжунхуа, 2016. Т. 1-2).
文坚. 略论魏晋风度“啸”与文学的关系 // 衡阳医学院学报 (社会科学版). 2000年. 第1卷. 第4期 (Вэнь Цзянь. Краткий разговор о «свисте» как нраве периода Вэй Цзинь и его связь с литературой // Журнал Хэнъянского медицинского колледжа (Общественные науки). 2000. Т. 1. № 4).
中國美學史: 全五册 / 李泽厚, 刘纲纪 主编. 北京: 中国社会科学出版社, 1990 (История китайской эстетики: в 5-ти т. / гл. ред. Ли Цзэхоу, Лю Ганцзи. Пекин: Общественные науки Китая, 1990. Т. 1-2).
图解山海经 / 徐客编著. 海口: 南海出版公司, 2007 (Канон о горах и морях с картинками и пояснениями / сост. Сюй Кэ. Хайкоу: Компания Наньхай, 2007).
老子. 道德经注校释 / 王弼注. 北京: 中华书局, 2018年 (Лао-цзы. Дао дэ цзин с коммент. и сверкой / коммент. Ван Би. Пекин: Чжунхуа, 2018).
刘汉生. 魏晋士人之“啸”谈 // 天中学刊. 2004年. 第19卷. 第1期 (Лю Ханьшэн. Разговор о «свисте» литераторов периода Вэй Цзинь // Журнал Тяньчжуна. 2004. Т. 19. № 1).
廖文婧. 啸与盛唐诗 // 贺州学院学报. 2011年. 第27卷. 4期 (Ляо Вэньцзин. Свист и поэзия Тан периода расцвета // Журнал Хэчжоуского университета. 2011. Т. 27. № 4).
倪钟鸣. 论长啸与魏晋风度 // 深圳大学学报 (社会科学版). 1985. 第三期 (Ни Чжунмин. О продолжительном свисте и нравах периода Вэй Цзинь // Журнал Шэньчжэньского университета (Общественные науки). 1985. № 3).
潘江艳. “啸”不尽的魏晋士人风情—魏晋士人“啸”之管窥 // 甘肃高师学报. 2015 年. 第20卷. 第3期 (Пань Цзянъянь. Беспредельные чувства литераторов периода Вэй Цзинь в «свисте»: ограниченный обзор «свиста» литераторов периода Вэй Цзинь // Журнал Ганьсуского педагогического колледжа. 2015. Т. 20. № 3).
孙广. 啸旨 // 丛书集成初编: 3468册 / 王云五主编. 上海: 商务印书馆, 1935-1937 (Сунь Гуан. Принципы свиста // Собрание книг из различных коллекций: 3468 т. / гл. ред. Ван Юньу. Шанхай: Коммерческое издательство, 1935-1937).
孙机. 魏晋时代的“啸” // 文史知识. 1983年. 第7期 (Сунь Цзи. Свист периода Вэй Цзинь // Знания по гуманитарным наукам. 1983. № 7).
徐超. 魏晋“啸”乐论之疗功能阐释 (社会版) // 常州工学院学报. 2022年. 第40卷. 第3期 (Сюй Чао. Интерпретация терапевтической функции в музыкальной теории «свиста» периода Вэй Цзинь // Чанчжоуский технологический институт. 2022. Т. 40. № 3).
许慎. 说文解字. 北京: 中华书局, 1978 (Сюй Шэнь. Объяснение простых и сложных знаков. Пекин: Чжунхуа, 1978).
樊荣. 啸、《啸赋》与魏晋名士风流 // 长春师范学院学报. 2004年. 第23卷. 第5期 (Фань Жун. Свист, «Ода о свисте» и фэнлю знаменитостей периода Вэй Цзинь // Журнал Чанчуньского педагогического колледжа. 2004. Т. 23. № 5).
范子烨. 啸史. 北京: 中国社会科学出版社, 2021 (Фань Цзые. История свиста. Пекин: Общественные науки, 2021).
范子烨. 论阮籍善啸 // 北方论丛. 1999年. 第2期 (Фань Цзые. О Жуань Цзи как искусном в свисте // Северный форум. 1999. № 2).
范子烨. 论“啸”—中国古典诗歌中的一种音乐意象 (上)—为新乡晋孙登啸台而作 // 新乡师范高等专科学校学报. 2006年. 第20卷. 第1期 (Фань Цзые. О «свисте»: об одном образе в китайской классической поэзии (часть 1): написано для «беседки свиста цзиньского Сунь Дэна» в Синьсяне // Журнал Синьсянского педагогического колледжа. 2006. Т. 20. № 1).
范子烨. 论“啸”—中国古典诗歌中的一种音乐意象 (下) —为新乡晋孙登啸台而作 // 新乡师范高等专科学校学报. 2007年. 第21卷. 第1期 (Фань Цзые. О «свисте»: об одном образе в китайской классической поэзии (часть 2): написано для «беседки свиста цзиньского Сунь Дэна» в Синьсяне // Журнал Синьсянского педагогического колледжа. 2007. Т. 21. № 1).
蔡仲德. 中国音乐美学史. 北京: 人民音乐出版社, 2018年 (Цай Чжундэ. История музыкальной эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018).
蔡钟翔, 黄保真, 成复旺. 中囯文学理论史: 全五册. 北京: 中国人民大学出版社, 2009 (Цай Чжунсян, Хуан Баочжэнь, Чэн Фуван. История литературной теории Китая: в 5-ти т. Пекин: Народный университет Китая, 2009. Т. 1).
贾嫚. “啸”乐考释—以唐太宗妃韦氏墓室啸伎壁画为中心 // 交响-西安音乐学院学报. 2023年. 第42 卷. 第1期 (Цзя Мань. Исследование музыки «свиста»: по главному пункту – фреске с изображением свистунов в гробнице наложницы Тайцзуна госпожи Вэй // Симфония: журнал Сианьской консерватории. 2023. Т. 42. № 1).
张应斌. 啸文学简史. 广州: 暨南大学出版社, 2012 (Чжан Инбинь. Краткая история литературы о свисте. Гуанчжоу: Цзинаньский университет, 2012).
张应斌. 啸的起源—兼论语言的起源 // 湛江师范学院学报. 2004年. 第25卷. 第2期 (Чжан Инбинь. О происхождении свиста и в то же время – языка // Журнал Чжаньцзянского педагогического колледжа. 2004. Т. 25. № 2).
张应斌. 明清的啸 // 湛江师范学院学报. 2005年. 第26卷. 第5期 (Чжан Инбинь. Свист в эпохи Мин и Цин // Чжаньцзянский педагогический колледж. 2005. Т. 26. № 5).
张应斌. 建安之啸与建安文坛 // 中南民族大学学报 (人文社会科学版). 2002年. 第22卷. 第4期 (Чжан Инбинь. Цзяньаньский свист и литературные круги периода «Цзяньань» // Журнал Чжуннаньского университета национальностей (Гуманитарные и общественные науки). 2002. Т. 22. № 4).
庄子集释: 全三册 / 郭庆藩撰, 王孝鱼点校. 北京: 中华书局, 2019. 1110页 (Чжуан-цзы со сводными объяснениями: в 3-х т. / сост. Го Цинфань; сверка Ван Сяоюя. Пекин: Чжунхуа, 2019. Т. 3).