Ковалевская Татьяна Вячеславовна
Российский государственный гуманитарный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.01.2024
Аннотация. Цель исследования – предложить, в развитие ранее высказывавшихся толкований, интерпретацию «Отелло» как трагедии человека, пытающегося занять не подобающее ему место в мироздании, место, с которым он не может справиться в силу ограниченности своей тварной природы. Научная новизна исследования состоит в представлении «Отелло» как трагедии грехопадения, столкновения воли людей с провиденциальным Замыслом; человек пытается поставить себя над Замыслом, но тем самым разрушает не Замысел, ибо это невозможно, но самое себя. В качестве трагического изъяна Отелло в статье предлагается гнев – один из смертных грехов и одновременно состояние, которое может быть общим для Бога и человека и ведет человека к суду над ближним своим, к вынесению ему приговора и приведению его в исполнение. В результате в статье показывается, что «Отелло» является частью того, что мы назвали сквозным сюжетом Шекспира, и оказывается тесно связанным с проблематикой других трагедий, прежде всего «Гамлета» и «Ромео и Джульетты». «Отелло» предстает частью «сквозного сюжета» Шекспира, повествующего о путях, которыми герои пытаются прийти к самообожению, т. е. прежде всего к установлению своей воли над мирозданием, а в пределе – к преодолению своей тварной человеческой природы.
Ключевые слова и фразы: смертные грехи, гнев, самообожение, сквозной сюжет Шекспира, культура чести, cardinal sins, wrath, self-deification, Shakespeare’s overarching plot, culture of honor
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1975.
Дорошин Б. А. Перспектива формирования сверхчеловека: психотехнологический аспект // Вопросы нового мышления в XXI веке. 2018. № 1-1.
Ершова И. В. Отелло // Шекспировская энциклопедия: в 2-х т. / сост. и науч. ред. И. О. Шайтанов. М.: Изд-во РГГУ, 2022. Т. 1.
Загидулина Т. А. Формы трансгуманизма в творчестве В. Пелевина 1990-2000-х годов // Теории. Концепции. Проблемы. 2023. № 2 (53).
Иванов Вяч. Шекспир и Сервантес // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4-х т. Брюссель, 1979. Т. 4.
Кантор В. К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. 2008. № 5.
Ковалевская Т. В. Мифологический трансгуманизм в русской литературе: Достоевский и Серебряный век. М.: Изд-во РГГУ, 2018.
Ковалевская Т. В. Понятие судьбы в различных культурах, его формы и прикладная значимость // Россия и Запад: диалог культур: сборник статей XXIII международной конференции (г. Москва, 25-27 марта 2021 г.). М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2021. Вып. 23.
Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В. История, литература и культура Великобритании. М.: Изд-во РГГУ, 2012.
Комарова В. П. Шекспир и Библия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
Пинский Л. Е. Шекспир. М.: Художественная литература, 1971.
Самарин Р. Реализм Шекспира. М., 1964.
Шайтанов И. О. Шекспир. М.: Молодая гвардия, 2013.
Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // Journal of Evolution & Technology. 2005. Vol. 14. Iss. 1.
Campbell B., Manning J. The Rise of Victimhood Culture: Microaggressions, Safe Spaces, and the New Culture Wars. Cham: Springer International Publishing, 2018.
Frodeman R. Transhumanism, Nature, and the Ends of Science. N. Y. – L.: Routledge, 2019.
Fukuyama F. Transhumanism // Foreign Policy. 2009. October 23. https://foreignpolicy.com/2009/10/23/transhumanism/
Guroian V. Rallying the Really Human Thing: The Moral Imagination in Politics, Literature, and Everyday Life. Wilmington: Intercollegiate Studies Institute, 2005.
Milward P. Catholicism of Shakespeare’s Plays. Southampton, 1997.
Mutschmann H., Wentersdorf K. Shakespeare and Catholicism. N. Y., 1952.
Pearce J. “Othello” in a Nutshell // The Imaginative Conservative. 2020. November 16. https://theimaginativeconservative.org/2020/11/othello-nutshell-joseph-pearce.html
Vickers B. Appropriating Shakespeare. Contemporary Critical Quarrels. New Haven – L., 1993.