Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2024. № 10. С. 3763-3769.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20240532

Структура аллюзивного антропонимического концепта-представления в романе V. Woolf “To the Lighthouse” / В. Вулф «На маяк»

Ананьина Марина Александровна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина


Дата поступления рукописи в редакцию: 23.09.2024
Аннотация. Цель исследования состоит в выявлении когнитивно-сематических черт и структуры аллюзивных антропонимических концептов в романе В. Вулф “To the Lighthouse”. Научная новизна заключается в определении типов аллюзивных антропонимических концептов на основании формы представления содержательной информации и их слойной структуры на материале романа В. Вулф «На маяк». В результате исследования выяснено, что по форме хранения содержательной информации аллюзивные антропонимические концепты могут представлять собой концепты-представления, понятия, прототипы, эталоны, фреймы и гештальты. В данном исследовании рассматривается структура аллюзивного антропонимического концепта-представления на основе текста романа В. Вулф “To the Lighthouse”. В тексте романа преобладают аллюзивные антропонимические концепты-представления, которые носят умозрительный характер, связаны с семантическими признаками вечности/бренности искусства, литературы, живописи, ценности творческой личности. В слойной структуре аллюзивного антропонимического концепта-представления акцентируются признаки информационно-образного, ассоциативного и аксиологического слоев. Когнитивные характеристики аллюзивного антропонимического концепта-представления обусловлены спецификой повествования в романе с использованием техники потока сознания, автобиографичностью романа и его тематикой. Аллюзивные антропонимы используются в функции первичной номинации, репрезентируют целостные образы в совокупности признаков, содержащихся в энциклопедической информации, и эти признаки подлежат акцентированию в процессе актуализации данного типа концепта. Аксиологический слой отражает оценочную коннотацию, связанную с высокой положительной оценкой деятельности известных лиц, на которые делается аллюзивная отсылка. В ряде случаев общепринятые коннотации вступают в конфликт с субъективной оценочностью персонажей, способствуя созданию иронии. Ведущими стилистическими функциями аллюзивных антропонимов, вербализующими концепт-представление, являются эстетическая функция, функция усиления экспрессивности и оценочная функция.
Ключевые слова и фразы: аллюзивный антропонимический концепт, типология аллюзивных антропонимических концептов, аллюзивный антропонимический концепт-представление, аллюзивный антропоним, структура аллюзивного антропонимического концепта, В. Вулф «На маяк», allusive anthroponomic concept, typology of allusive anthroponomic concepts, allusive anthroponymic concept-representation, allusive anthroponym, structure of an allusive anthroponomic concept-representation, Virginia Woolf’s “To the Lighthouse”
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики: монография. М.: Гнозис, 2005.
  2. Андреева К. А. Когнитивная стилистика как новая парадигма исследования литературного текста // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. № 2.
  3. Бабушкин А. П., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и семасиология: монография. Воронеж: ООО «Ритм», 2018.
  4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций / М-во обр. и науки РФ; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина; Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов. Изд-е 4-е, испр. и доп. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014.
  5. Болдырев Н. Н. Фреймовая семантика как метод когнитивного анализа языковых единиц // Проблемы современной филологии: межвузовский сборник научных трудов. Мичуринск: Мичуринский государственный педагогический институт, 2000. Вып. 1.
  6. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. Изд-е 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2022.
  7. Евтушенко О. В. Художественная речь как инструмент познания. М.: Языки славянской культуры, 2010.
  8. Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  10. Колесникова С. М., Алтабаева Е. В., Грязнова А. Т. Когнитивная лингвистика: учебник для вузов / под ред. С. М. Колесниковой. М.: Юрайт, 2024.
  11. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001.
  12. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
  13. Красовская Н. В. Художественный концепт: методы и приемы исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Серия «Филология. Журналистика». Т. 9. Вып. 4.
  14. Милейко Е. В., Рус-Брюшинина И. В. Художественный концепт как объект лингвистического исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11-3 (65).
  15. Молчанова Г. Г. Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3.
  16. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.
  17. Робустова В. В., Танюшина А. А. Информационная теория сознания как основа концепции спирального развития значения имени собственного // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 4.
  18. Сергеева Е. В. Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации // Сибирский филологический журнал. 2006. № 1-2.
  19. Щербак А. С. Ономастический концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. М. – Тамбов, 2009. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: коллективная монография.
  20. Bradbury N.Introduction and Notes // Woolf V. To the Lighthouse. Hertfordshire: Wordsworth Classics, 1994.
  21. Fauconnier G., Turner M. Polysemy and Conceptual Blending // Polysemy: Flexible Patterns of Meaning in Mind and Language / ed. by B. Nerlich, V. Herman, Z. Todd, and D. Clarke. Berlin – N. Y.: Mouton de Gruyter, 2003.
  22. Fillmore Ch. J. An Alternative to Checklist Theories of Meaning // Proceedings of Annual Meetings of the Berkley Linguistics Society. Berkley, 1975. Vol. I.
  23. Imam Alam Khan. Virginia Woolf Established a Strong Human Relationship Through Effective Characterization in Her Novel “To the Lighthouse” // English Language and Literature Studies. 2018. Vol. 8. Iss. 3.
  24. Kumar V. Treatment of Life and Death in the Novels of Virginia Woolf // Shodh Sanchar Bulletin. 2020. Vol. 10. Iss. 40.
  25. Tearle O. A Summary and Analysis of Woolf’s To the Lighthouse // Interesting Literature. 2016. https://interestingliterature.com/2016/02/a-summary-and-analysis-of-woolfs-to-the-lighthouse/
  26. Ulvydiené L., Buivyté G. Embodiment of the Concept of Time in William Faulkner’s “As I Lay Dying” and Virginia Woolf’s “To the Lighthouse” // Respects Philologicus. 2013. Vol. 23 (28).

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru