Интертекстуальность как прием поэтики трагедии Ильгиза Зайниева «Мадина»
Макарова Венера Файзиевна
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Дата поступления рукописи в редакцию: 16.06.2023
Аннотация. Цель исследования – выявить интертекстуальные связи и художественно-поэтические особенности трагедии татарского драматурга Ильгиза Зайниева «Мадина». В статье рассматривается диалог между трагедией «Мадина» и древнегреческой «Медеей» Еврипида на уровне образов и сюжета. Приведены примеры из истории тюрко-татарской словесности, связанные с античностью. Обнаружено влияние стиля английского классика У. Шекспира на текст И. Зайниева. Показано своеобразие поэтики и стиля трагедии «Мадина». Научная новизна исследования заключается в том, что впервые произведение современной татарской драматургии рассматривается во взаимосвязи с античным образцом, выявляется роль феномена интертекстуальности в трагедии И. Зайниева как способа, определяющего включенность произведения в широкий общечеловеческий контекст и способствующего универсализации изображаемого. В результате доказано, что морально-исторический и культурно-эстетический опыт предшествующей эпохи, «чужое слово» позволили автору выявить общечеловеческий смысл изображаемой им трагедии отдельной личности.
Ключевые слова и фразы: жанр, интертекстуальность, поэтика, татарская драматургия ХХI века, экзистенциальная ирония, genre, intertextuality, poetics, Tatar drama of the XXI century, existential irony
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Ганиева Р. Нәзыйрәчелектән – интертекстуальлеккә – әңгәмәдәшчелеккә таба // Әдәби мирас һәм текстология. Икенче чыгарылыш. Казан, 2011.
Жилина Е. А. Эстетическое основание интертекстуальности в литературе // Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. науч. тр. IX междунар. науч.-практ. конф. (г. Магнитогорск, 10-12 мая 2018 г.). Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, 2018. Вып. 9.
Закирзянов А. М. Современная татарская драматургия (2016-2020 гг.): проблематика и поэтика // Национальные литературы в контексте культурной интеграции: мат. междунар. круглого стола (г. Казань, 9 июня 2021 г.) / сост. Л. Р. Надыршина, Ф. Х. Миннуллина. Казань: Изд-во Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2021.
Миннегулов Х. Тюрко-татарская словесность в контексте межлитературных связей: монография. Казань: Ихлас, 2017.
Миннуллина Ф. Х. Жанр драмы в татарской драматургии рубежа XX-XXI веков. Казань: Изд-во Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2019.
Смирнов И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. Изд-е 2-е. СПб., 1995.
Хализев В. Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во Московского университета, 1986.
Чуненкова Е. Трагедии Шекспира через призму колористики и контрастов. 2017. URL: https://literaguru.ru/tragedii-shekspira-cherez-prizmu-koloristiki-i-kontrastov/