Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2023. № 6. С. 1719-1723.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20230266

Магия слова Оскара Лёрке: в поиске аутентичности художественного высказывания

Мельникова Ирина Марковна
Самарский государственный технический университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 09.04.2023
Аннотация. Исследование посвящено проблеме художественного языка, в частности немецкоязычной лирики ХХ века. Объектом исследования становится лишь один сегмент культурного пространства – «магическая» природная лирика, наиболее ярко отражающая процесс смены культурных парадигм и художественных ориентиров. Цель исследования – выявить особенности и нравственно-эстетическую направленность творчества Оскара Лёрке, основателя данного направления. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выполнен анализ художественного языка лирики Лёрке в аспекте теории художественной деятельности автора. Впервые магическая природная лирика Лёрке рассматривается как один из способов решения творческой задачи поэта – поиск нового аутентичного художественного языка в эпоху кризиса культуры. Обосновывается правомерность обращения поэта к магическому слову, выявляется основной принцип организации художественного пространства, основанный на диалоге. Основной особенностью лирики Лёрке автор считает веру поэта в необыкновенную силу слова, что сближает его представление о слове с магией. Однако поэт признает за объектом, на который направлено слово, самостоятельность, возможность быть, создавая таким образом диалоговую ситуацию. Диалог становится ключевым принципом организации поэтического мира Лёрке. В результате доказано, что, обращаясь к магии слова, поэт решает проблему истинности высказывания на уровне организации художественного образа, создавая ситуацию переживания творческого акта – делания произведения.
Ключевые слова и фразы: Оскар Лёрке, художественный язык, магическая пейзажная лирика, аутентичность художественного высказывания, принцип организации, Oskar Loerke, artistic language, magical landscape poetry, authenticity of an artistic statement, organisation principle
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бахтин М. М. Проблемы материала, содержания и формы в словесном художественном творчестве. М., 2003.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
  3. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.
  4. Демина А. И., Нестеров А. Ю. О специфике художественного образа в свете семиотической теории творчества // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2022): мат. междунар. науч.-тех. конф. Самара, 2022.
  5. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.
  6. Лихачева А. И., Нестеров А. Ю. Проблема истинности художественного образа в рамках семиотического подхода // Аспирантский вестник Поволжья. 2015. № 7-8.
  7. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство, 2004.
  8. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический Проект, 2002.
  9. Мельникова И. М. Магическая природная лирика в аспекте проблемы аутентичности художественного высказывания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6-1.
  10. Мельникова И. М. Опыт границы и язык границы (на материале лирики Й. Бобровского): дисс. … к. филол. н. Самара, 2008.
  11. Мельникова И. М. Пейзажная лирика Вильгельма Лемана: стратегия ухода или противостояния? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (3).
  12. Рымарь Н. Т. О функциях границы в художественном языке // Граница как механизм смыслопорождения / науч. ред. Н. Т. Рымарь. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2004. Вып. 2. Граница и опыт границы в художественном языке.
  13. Рымарь Н. Т. Поэтика границы в литературе: эстетические и поэтологические аспекты границы как феномена художественного языка. Седльце, 2016.
  14. Рымарь Н. Т. Проблема аутентичности художественного языка в эпоху модерна. Самара: Слово, 2021.
  15. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос-траст, 1994.
  16. Gebhard W. Oskar Loerke // Deutschsprachige Lyriker des 20. Jahrhunderts / hrsg. von U. Heukenkamp und P. Geist. Berlin, 2007.
  17. Riegel P., Rinsum W. Deutsche Literaturgeschichte: in 12 Bdn. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 2004. Bd. 10. Drittes Reich und Exil.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru