Жанры литературного творчества Дени Дидро: эссе, диалоги, повести, художественные очерки
Герасимова Светлана Анатольевна
Московский городской педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.02.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление особенностей литературных жанров художественного творчества Дени Дидро – одного из виднейших деятелей французской культуры, философа, прозаика, драматурга, теоретика искусства, внесшего значительный вклад в литературное просвещение французского общества. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе и определении своеобразия его литературоведческого вклада в развитие и становление таких литературных жанров эпохи Просвещения, как художественные эссе, диалоги, морализаторские повести и художественно-критические очерки, рассматриваемые в соответствии с динамикой взглядов французского просветителя и ставшие историко-литературным феноменом эпохи Просвещения. Исследование творчества Д. Дидро позволяет определить его как разностороннюю личность, оригинального мыслителя-энциклопедиста. В результате доказано, что Дени Дидро как парадоксальная личность эпохи Просвещения при написании литературных произведений осознанно сочетал обыденное мышление с теоретическим, художественным и философским содержанием, что проявилось в его вкладе в развитие бытовавших в XVIII в. и становление новых литературных жанров. Сочинения французского писателя носят просветительский характер, поскольку их автор сумел оказать влияние на общественное мнение, помогая думающей зрительской и читательской публике на основе здравого смысла составить собственное суждение о проблемах, носивших общечеловеческий характер.
Ключевые слова и фразы: Дени Дидро, аналитическое художественное эссе, диалоги, морализаторские повести, художественная критика, критический очерк, Denis Diderot, analytical literary essay, dialogues, moral tales, art criticism, critical essay
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Акимова А. А. Дидро. М.: Молодая гвардия, 1963.
Аркин Д. Дидро как художественный критик // Дидро Д. Собрание сочинений: в 10-ти т. / под общ. ред. И. К. Луппола. М. – Л.: Acadеmia, 1946. Т. 6. Искусство.
Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Д. Дидро и И. Кант. 1997. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bibler-vladimir-solomonovich/vek-prosvescheniya-i-kritika-sposobnosti-suzhdeniya-d-didro-i-i-kant
Будыка Житкова О. К. Новеллы Мармонтеля в русском и испанском музыкальном театре второй половины XVIII века // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 4 (51).
Веселовский А. Дидро, Дени // Энциклопедический словарь: в 86-ти т. СПб.: Брокгауз – Ефрон, 1893. Т. 10A.
Герасимова С. А. Вклад в ориентирующее знание и идея информационного прорыва: энциклопедия XVIII века // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2020. Т. 6. № 2.
Длугач Т. Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1986.
Дмитровский А. Л. Жанр эссе: к проблеме теории // Челябинский гуманитарий. 2013. № 3 (24).
Загороднева К. В. Оригинальность художественной критики Д. Дидро (на примере «Салона 1765 года») // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили: мат. междунар. науч. симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 26.
Каган М. С. Искусствознание и художественная критика: избранные статьи. СПб.: Петрополис, 2001.
Кротов А. А. Дидро как историк философии // Вопросы философии. 2021. № 3.
Мазурова Н. В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: «Письма» Д. Дидро. Историко-психологическая версия возникновения // Дефектология. 2004. № 1.
Меркулова М. Г., Герасимова С. А. Литературные опыты энциклопедиста XVIII века: Жан-Франсуа Мармонтель // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 8.
Минеева И. Н. Литературно-художественное эссе как жанр учебной работы в высшей школе // Филологический класс. 2016. № 2 (44).
Монтандон А. Гостеприимство: этнографическая мечта? 2004. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2004/1/gostepriimstvo-etnograficheskaya-mechta.html
Панов А. А. 2005.02.019. Броссманн Р. Функции жанра диалога: Диалоги Платона и «Племянник Рамо» Дидро. Brossmann R. Funktionen der Dialogform: Platons Dialoge und Diderots Le Neveu de Rameau // PhiN: Philologie im Netz. – B., 2003. – N 26. – S. 1-36. Режим доступа: p26t1.htm // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7 «Литературоведение». 2005. № 2.
Разумовская М. В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Д’Аламбера») // Вестник Ленинградского университета. Серия 2. 1984. № 20. Вып. 4.
Рош Д. Путешествия // Мир Просвещения. Исторический словарь / под ред. В. Ферроне и Д. Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003.
Сементковский Р. И. Дени Дидро (1717-1784). Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. 1896. URL: https://thelib.ru/books/sementkovskiy_r/deni_didro_1717_1784_ego_zhizn_i_literaturnaya_deyatelnost-read.html
Синельникова Г. П. Сатирические диалоги (разговоры) как оригинальный жанр журнальной публицистики XVIII века // Культура и текст. 1998. № 4.
Albertan-Coppola S., Decote G. Profil – Diderot: Supplément au voyage de Bougainville: analyse littéraire de l’œuvre. P.: Hatier, 2006.
André V. Diderot. Contes politiques et politique du conte // Féeries. Politique du conte. 2006. N. 3. DOI: 10.4000/feeries.149
Laffitte M. Diderot: hésitations autour de la promesse (Histoire de Madame de la Carlière) // Revue romane. 1992. Vol. 27. N. 1.