Семиозис в художественном тексте: достоверность и ирреальность
Дзюбенко Анна Игоревна
Южный федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.03.2023
Аннотация. Цель исследования состоит в определении языковых средств художественного текста, обусловливающих корректность рецептивно-интерпретативной деятельности читателя с учетом экстра- и интралингвистических факторов, что способствует эффективному декодированию эстетического знака в координатах восприятия ирреального как достоверного на материале сказочной повести Ю. К. Олеши «Три толстяка». Научная новизна предпринятого исследования состоит в изучении прагмасемантического потенциала лексико-грамматических единиц и модальности, определяющих восприятие читателем ирреального как достоверного в художественном тексте. В результате установлено, что художественный вымысел и реальность образуют сложный синтез в процессе создания художественного текста. Семиозис в художественном тексте характеризуется реализацией трех этапов – денотацией, коннотацией и детерминацией интерпретации самим текстом, а направление семиотического процесса определяется достоверностью и ирреальностью, которые формируются и функционируют в художественном тексте в единстве. Ирреальное репрезентировано в таком тексте как достоверное, что обусловливает нерелевантность проблемы истинности/ложности в отношении текстового семантического пространства. Авторский замысел формирует координаты семиозиса вымысла, но «наполнение» этих координат собственно знаками ирреального и достоверного реализуется только в сознании читателя на основании импликатур модальности художественного текста.
Ключевые слова и фразы: семиозис, художественный текст, достоверность, ирреальность, художественный вымысел, semiosis, literary text, authenticity, irreality, fiction
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.
Барт Р. Мифологии. Изд-е 5-е. М.: Академический Проект, 2019.
Бахтин М. М. Проблема текста: опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976. № 1.
Борухов Б. Л. Онтология художественного текста // Художественный текст: онтология и интерпретация: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1992.
Валентинова О. И., Денисенко В. Н., Преображенский С. Ю., Рыбаков М. А. Системный взгляд как основа филологической мысли. М.: ЯСК, 2016.
Дымарский М. Я. Норма текстовости и стилевое варьирование // Художественный текст: онтология и интерпретация: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1992.
Женетт Ж. Вымысел и слог: fictio et diction // Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1-2.
Зельдович Г. М. Взаимоподобие смыслов и структура художественного текста // Слово.ру: балтийский акцент. 2020. № 1 (11).
Клейменова В. Ю. Фикциональность и вымысел в художественном тексте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 3.
Костыря А. В. Категория вторичности в рамках лингвистики текста, теории семиозиса и когнитивных исследований // Гуманитарные исследования. История и филология. 2021. № 1.
Красных В. В. Текст как единица дискурса // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения акад. В. В. Виноградова: тез. докл. М., 1995.
Кузнецова Анна В. Прагматика культурных кодов в художественном тексте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 3.
Лейдерман Н. Л. Текст и образ // Филологический класс. 2004. № 12.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2010.
Лотман Ю. М. Текст в тексте // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1981. Вып. 567.
Мейзерский В. М. Проблемы и перспективы семиотики текста // Художественный текст: онтология и интерпретация: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского государственного педагогического института, 1992.
Москальская О. И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981.
Розин В. М. Расширительное истолкование семиотического подхода // Культура и искусство. 2020. № 9.
Руднев В. П. Морфология реальности: исследования по философии текста. М.: Гнозис, 1996.
Серкова Н. И. Предпосылки членения текста на сверхфразовом уровне // Вопросы языкознания. 1978. № 3.
Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект; Деловая книга, 2001.
Фещенко В. В. Художественная коммуникация: от семиотических моделей к лингвоэстетической теории // Слово.ру: балтийский акцент. 2021. № 1 (12).
Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006.
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: АСТ; CORPUS, 2016.
Greimas A.-J. Semiotique et sciences socials. P.: Editions du Seuil, 1976.