Образ Мариан Кулаго в контексте темы России в романе В. П. Аксёнова «Ожог»
Ульянова Анна Владимировна
Университет «Синергия»
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.12.2022
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу романа «Ожог», первого постмодернистского романа В. П. Аксёнова – знакового писателя 60-х годов ХХ века. Цель исследования – выявить особенности создания образа главной героини Мариан Кулаго в контексте темы России. Мариан Кулаго – ключевой образ не только сюжетно-композиционной организации романа, но и его идейного замысла. Научная новизна исследования видится в том, что автор подробно анализирует центральный образ почти не изученного романа писателя с точки зрения семантических полей, выявляя индивидуально-авторские особенности раскрытия темы России в контексте биографии В. П. Аксёнова и жизни его современников – поколения 60-70-х годов. В результате в статье доказано, что В. П. Аксёнов, с одной стороны, продолжает традиции Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, С. А. Есенина, создавая простонародный женский образ, отчасти воплощающий русский национальный женский характер; с другой – писатель, протестуя против нивелирования фемининности в советском обществе, наделяет героиню естественностью, эмоциональностью, сексуальностью, создавая образ чувственной женщины. Ряд иронических параллелей между жизнью Мариан и культурно-историческим путём России в ХХ веке раскрывает трагедию судьбы русской интеллигенции, ушедшей в эмиграцию.
Ключевые слова и фразы: В. П. Аксёнов, художественный образ, Россия, семантическое поле, литературная традиция, V. P. Aksyonov, literary image, Russia, semantic field, literary tradition
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барруэло Гонзалез Е. В. К вопросу о жанрово-стилевых исканиях В. Аксенова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44.
Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Власова В. Н., Чернышенко О. В. Место романа «Ожог» в постмодернистской эстетике В. П. Аксенова // Евразийский союз ученых. Филологические науки. 2015. № 6 (15).
Головина Е. В. Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница» // Филология и лингвистика в современном обществе: мат. V междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.) / под ред. И. Г. Ахметова. Казань: Молодой ученый, 2019.
Головина Е. В. Типология женских образов в русской литературе конца XIX – начала XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-1 (69).
Жукова В. А. Контекстуальные функции советской литературы в романе В. П. Аксёнова «Ожог» // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. Филология. 2012. № 1 (1).
Крохина Н. П. Карнавальная мифопоэтика романа В. Аксёнова «Москва Ква-Ква» // Неофилология. 2020. Т. 6. № 24.
Липовецкий М. Пародийный утопизм Василия Аксенова («Затоваренная бочкотара» и «Поиски жанра») // Ирония и пародия: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. С. А. Голубкова, М. А. Перепелкина, В. П. Скобелева. Самара: Изд-во Самарского государственного университета, 2004.
Носов М. Г. Россия между Европой и Азией // Современная Европа. 2013. № 3.
Осьмухина О. Ю., Кадеева Р. А. Специфика авторской стратегии романа В. П. Аксёнова «В поисках жанра» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 1.
Резаков Я. О. Мотив джаза как социокультурный феномен в произведениях Дж. Сэлинджера и В. Аксёнова // Вестник Удмуртского университета. 2019. Т. 29. Вып. 2.
Рябов О. В. Русская философия женственности (XI-XX вв.). Иваново: Юнона, 1999.
Цалко О. Е. Образ русской женщины в структуре национальной идентичности русских (по материалам интервью) // Гендерные аспекты идентичности. 2011. № 2.
Чернышенко О. В. Концепция времени и истории в романе В. Аксёнова «Московская сага» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. № 1.