Загадка (не)русских имен в романе Уильяма Джехарди «Тщета: роман на русские темы»
Королева Светлана Борисовна, Ковалева Марина Юрьевна
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.10.2023
Аннотация. В статье исследуется система персонажей в романе Уильяма Джехарди «Тщета» (1922) в имагологическом аспекте. Цель исследования – определить особенности изображения русского мира в романе Джехарди в его взаимодействии с миром европейской культуры в аспекте личности и межличностных отношений. Научная новизна работы обусловлена как недостаточной степенью исследованности основного материала (творчества У. Джехарди в целом и его романа «Тщета» в частности), так и фокусировкой исследовательского внимания на проблеме взаимодействия культурных идентичностей в поле личности одного героя, а также взаимоотношений персонажей. Впервые получены следующие научные результаты: доказано, что в образах главных героев взаимодействуют черты, приписываемые автором миру европейской (немецкой, британской) или русской культур; определено, что фундаментом в выстраивании взаимоотношений между персонажами является проблема национальной и культурной идентичности. В моделях поведения и внутренних реакциях героев выделено общее смысловое ядро, соотносимое в романе с русским миром – точнее, с русским интеллектуальным обществом рубежа XIX-XX вв.: покорность судьбе, состояние ожидания, глубинная отчужденность ото всех. Установлено, что биографический контекст и творчество А. П. Чехова сыграли решающую роль в формировании образа русского мира у английского писателя.
Ключевые слова и фразы: У. А. Джехарди, А. П. Чехов, образ русской женщины, проблема национальной и культурной идентичности, имагология, W. A. Gerhardie, A. P. Chekhov, image of a Russian woman, problem of national and cultural identity, imagology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ковалева М. Ю., Королева С. Б. Жертвенность и свобода: образы русских женщин в романах Хью Уолпола // Вестник Московского городского педагогического университета. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4.
Королева С. Б. Миф о России в британской культуре. М.: Флинта, 2021.
Королева С. Б., Ковалева М. Ю. Образ русской княжны в романе В. Вулф «Орландо»: в диалоге с женскими образами Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 2021. № 4.
Красавченко Т. Н. Уильям Джехарди: английский писатель с русским акцентом – о революции и Гражданской войне // Quaestio Rossica. 2017. Т. 5. № 4.
Anton Chekhov in English. 1998-2008 / ed. by P. Henry. Oxford: Northgate Books, 2008.
Calisher H. William Gerhardie: A Resurrection // The New Criterion. 1982. November. https://newcriterion.com/issues/1982/11/william-gerhardie-a-resurrection
Cross A. The Russian Theme in English Literature. From the Sixteenth Century to 1980. An Introductory Survey and a Bibliography. Oxford: Oxford University Press, 1985.
Davies D. William Gerhardie: A Biography. Oxford: Oxford University Press, 1990.
Easthope A. Englishness and National Culture. L. – N. Y.: Routledge, 2005.
Gervais D. Literary Englands. Versions of ‘Englishness’ in Modern Writing. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
Hobsbawm E. J. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
Snell J. William Gerhardie’s Russian Problem // Engelsberg Ideas. 2023. April, 19. https://engelsbergideas.com/notebook/william-gerhardies-russian-problem/