Ментальные модусы как средство манифестации фигуры автора в структуре оценочной англоязычной кинорецензии
Кленова Екатерина Андреевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 01.03.2022
Аннотация. Цель исследования заключается в определении особенностей реализации ментального модуса как средства экспликации авторской позиции в дискурсе оценочных субжанров пользовательской и экспертной сетевой англоязычной кинорецензии. Автор исходит из положения о том, что способы актуализации позиции субъекта определяются функциональными характеристиками дискурса. Рассматривается фактор субъекта в дискурсе, анализируется роль выявления субъективной модальности и описания доминантных типов оценки в исследовании позиции автора в оценочных субжанрах. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые осуществлён сопоставительный анализ средств выражения субъективной модальности на материале текстов оценочных англоязычных кинорецензий, что позволило выявить особенности структурирования оценочных суждений авторов рассматриваемых текстов, а также сопоставить данные субжанры с научным и персональным типами дискурса. В результате установлено, что различия в значениях ментального модуса и средствах номинации адресанта свидетельствуют о содержательной вариативности оценки и избираемых авторами методов аргументации и убеждения реципиента.
Ключевые слова и фразы: оценочный дискурс, сетевой отзыв, кинорецензия, субъект, модус, evaluative discourse, online review, film review, subject, mode
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверина А. В. Модели предложений с семантикой эпистемической модальности в немецком языке и отражаемые ими типы ситуаций // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 3.
Адова Ю. Н. Ментальный модус как модусная категория // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия "История, филология". 2017. Т. 16. № 2. Филология.
Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002.
Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54).
Герасименко И. Е. Субъективная модальность и вторичные наименования // Инновационная наука. 2016. № 11-2.
Киселева А. В. Выражение субъективной модальности в препозитивных причастных оборотах в современном английском языке. 2005. URL: http://www.rusnauka.com/TIP/All/Filology/20.html
Кобрина О. А. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2.
Кожемякин Е. А. Субъект дискурса // Дискурс-Пи. 2013. № 3.
Кремер И. Ю. Ментальный модус как интерпретационный компонент текста в сфере научной коммуникации // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2015. № 4.
Стопа А. В. Жанровые особенности рецензии и интернет-отзыва: сравнительно-сопоставительный анализ // Ratio et Natura. Языкознание. 2020. № 2. URL: https://ratio-natura.ru/vypusk-no2-2-2020-g#lang
Цой К. В. Категория модальности в филологической науке. Авторская модальность в творчестве В. В. Набокова // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 3-4 (8).
Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов, 1997. Вып. 1 / под ред. В. Е. Гольдина.