Трансформация богоборческих мотивов в поэзии символизма (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. И. Токаев)
Хетагурова Дзерасса Казбековна
Научно-исследовательский отдел "Центр скифо-аланских исследований" Владикавказского научного центра Российской академии наук
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.05.2020
Аннотация. В статье рассматривается специфика богоборческой тематики в творчестве видных представителей "старшего" поколения русского символизма К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба и осетинского поэта начала ХХ века А. И. Токаева. Цель работы - проследить, как тема богоборчества трансформировалась в лирике выбранных авторов, какие пути преодоления противостояния человечества и Создателя отражены в стихотворениях Бальмонта, Сологуба и Токаева. В результате анализа выявлены особенности образов лирических героев, в которых ярче всего проявился пафос бунтаря; определены способы решения проблемы богоборчества: у Бальмонта - в единении всего, в стирании границ между противоположными понятиями, у Сологуба - герой-демиург создает воображаемые миры, у Токаева - жертвенность ради родного народа - замещая Бога, лирический субъект стремится к спасению человечества. Научная новизна настоящего исследования обусловлена тем, что богоборчество в лирике русского и осетинского символизма впервые становится предметом совместного анализа, так же как и русскоязычное творчество А. И. Токаева.
Ключевые слова и фразы: богоборчество, Сверхчеловек, русский символизм, декадентство, лирика, лирический герой, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. И. Токаев, theomachy, superman, Russian symbolism, decadence, lyrics, lyrical hero, K. D. Balmont, F. K. Sologub, A. I. Tokaev
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии. IV. Письма ясновидца и "Пьяный корабль" // Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. М.: Наука, 1982. С. 233-258.
Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Книжный Клуб "Книговек", 2010. Т. 1. 504 с.
Бальмонт К. Д. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Книжный Клуб "Книговек", 2010. Т. 2. 480 с.
Бройтман С. Н. Федор Сологуб // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): в 2-х кн. / отв. ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. Кн. 1. С. 882-932.
Дехтяренок А. В. Концепция сверхчеловека в творчестве Д. С. Мережковского в свете античной традиции (на материале трилогии "Христос и Антихрист") // Россия и Греция: диалог культур: материалы III Международной конференции: в 3-х ч. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 2016. Ч. 1. С. 82-90.
Ефремова Т. Ф. Богоборчество // Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3-х т. М.: АСТ; Астрель, 2006. Т. 1. А - Л.
Колобаева Л. А. Русский символизм. М.: Изд-во Московского ун-та, 2017. 352 с.
Корецкая И. В. Символизм // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): в 2-х кн. / отв. ред. В. А. Келдыш. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. Кн. 1. С. 688-731.
Максимов В. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр / сост. В. Максимов. СПб.: Гиперион; Гуманитарная академия, 2000. С. 5-52.
Миллер Г. Время убийц // Миллер Г. Время убийц: эссе / пер. с англ. И. Стам, А. Зверева, З. Артемовой. СПб.: Азбука-классика, 2001. С. 19-160.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / пер. с нем. Ю. М. Антоновского // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 5-237.
Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Ф. 27. Оп. 1.
Сологуб Ф. К. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Интелвак, 2002. Т. 4. 672 с.
Сологуб Ф. К. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Интелвак, 2003. Т. 7. 568 с.
Сологуб Ф. К. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Интелвак, 2004. Т. 8. 608 с.
Токаты А. Уацмыст?. Орджоникидзе: Ир, 1973. 308 ф.
Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 216 с.