Образ китайца в повести Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69": новаторство и преемственность
Цао Сюэмэй
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.05.2020
Аннотация. В статье предлагается анализ образа китайца Син-Бин-У - одного из персонажей повести Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" (1922 г.). Основная цель исследования - раскрыть два аспекта: новаторство и преемственность, - в созданном писателем художественном образе. Научная новизна работы состоит в том, что повесть "Бронепоезд 14-69" впервые рассматривается в ее связи с процессом освоения китайской тематики в русской литературе. Полученные результаты показали: в этом произведении создается новый, запоминающийся образ китайца - "красного" китайца, участвовавшего в русской революции. При этом писатель продолжает сложившуюся еще в XVIII веке традицию: говоря о китайцах, он выражает свой взгляд на российскую реальность (в повести это революция и война) сквозь призму китайских философских мыслей.
Ключевые слова и фразы: Вс. Иванов, повесть "Бронепоезд 14-69", китайская тема в русской литературе, художественный образ, образ "красного" китайца, Vs. Ivanov, story "Armoured Train 14-69", "Chinese" theme in Russian literature, artistic image, image of the "red" Chinese
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9-191.
Большакова А. Ю. Россия и Запад в начале нового тысячелетия. М.: Наука, 2007. 326 с.
Воронский А. К. Избранные статьи о литературе. М.: Худож. лит., 1982. 527 с.
Горький М. Лето // Горький М. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: ГИХЛ, 1951. Т. 8. Повести. 1907-1909. С. 379-498.
Дизеринк Х. Компаративистская имагология. По ту сторону имманентного и трансцендентного толкования / пер. А. Безденежных // Поляков О. Ю., Полякова О. А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2013. С. 154-158.
Земсков В. Б. Образ России в современном мире и другие сюжеты. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Гнозис, 2005. 343 с.
Иванов В. В. Бронепоезд 14-69. М.: Вече, 2012. 352 с.
Леерссен Й. Имагология: история и метод / пер. О. Ю. Полякова // Поляков О. Ю., Полякова О. А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2013. С. 159-162.
Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: Восток - Запад; АСТ, 2007. 608 с.
Пажо Д.-А. Перспектива исследований в сравнительном литературоведении: культурная иконография / пер. В. Ситниковой // Поляков О. Ю., Полякова О. А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2013. С. 135-144.
Поляков О. Ю., Полякова О. А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2013. 162 с.
Толстой Л. Н. Китайская мудрость // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 91-м т. М.: Терра, 1992. Т. 25. С. 532-535.
Ханинова Р. М. Концепт "статуи" в одноименных произведениях Вс. Иванова и Г. Газданова "Возвращение Будды" // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века: материалы Междунар. науч. конф. М.: МГОУ, 2003. Вып. 2. С. 76-84.
???. ????·?????????????????????????? // ?????. 2015??2?, ?20-45 ? (Чжан Цзяньхуа. "Дерсу Узала": образ Китая в советском кино эпохи конфликтов и китайско-советские отношения // Исследования о России. 2015. № 2. С. 20-45).
??. ??????????????. ??: ???????, 2012?. ?862 ? (Чжоу Нин. Далекая Поднебесная: исследование об образе Китая на Западе. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2012. 862 с.).