Документальное и художественное в романе Фредерика Бегбедера "Уна & Сэлинджер"
Подавылова Ирина Александровна
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 31.07.2018
Аннотация. Цель статьи - исследовать способы и смыслы взаимодействия документального и художественного начал в прозе XXI века. Конкретизирующим материалом становится роман Фредерика Бегбедера "Уна & Сэлинджер" (2014), в котором истинность факта подтверждается внесюжетными компонентами: письмами, топографическими координатами, именами известных людей, образом повествователя, отсылками к литературным и масскультурным мифам. Впервые изучены принципы сочетания fiction и non-fiction, выявлены их функции, прослежены механизмы конституирования художественных образов. Эксперименты Ф. Бегбедера с документальными источниками расцениваются как важный и необходимый этап в эволюции романного жанра.
Ключевые слова и фразы: документальное, художественное, faction, жанр, образ повествователя, массовая культура, Ф. Бегбедер, the documentary, the artistic, faction, genre, narrator’s image, mass culture, F. Beigbeder
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бегбедер Ф. Уна & Сэлинджер / пер. с фр. Н. Хотинской. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2015. 320 с.
Гурска К. Э. Художественно-документальная проза Светланы Алексиевич (проблема поэтики): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2019. 18 с.
Данилкин Л. Новая журналистика и Антология новой журналистики. Том Вулф [Электронный ресурс]. URL: http://vilka.by/review/review_wolfe1/ (дата обращения: 02.03.2020).
Колядич Т. М. Авторская рефлексия в воспоминаниях писателей XX века // Autobiographia pisarzy rosyjskish: сборник. Warszawa, 2012. Т. 21. С. 31-40.
Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: autofiction // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. С. 12-40.
Местергази Е. Г. Документальное начало в литературе XX века: монография. М.: Флинта; Наука, 2006. 160 с.
Мещеряков С. В. Проблема автора и ее художественная интерпретация в романе Ф. Бегбедера "99 франков" // Вестник Тамбовского университета. Серия "Гуманитарные науки". 2013. Вып. 6 (122). С. 132-136.
Несмелова О. О. Война, фашизм, тоталитаризм - средствами nonfiction // Филология и культура. 2012. № 4 (30). С. 26-29.
Несмелова О. О., Коновалова Ж. Г. Образ Пикассо в литературе non-fiction // Американские и европейские исследования: 2012-2014 / под ред. Ю. В. Стулова. Мн.: МГЛУ, 2016. С. 143-151.
Палиевский П. В. Документ в современной литературе // Палиевский П. В. Литература и теория. М.: Современник, 1978. С. 121-167.
Петрова Н. А. "Филологический роман" как свод маргинальных текстов (три книги о Сергее Довлатове) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 1 (33). С. 131-136.
Федоров В. С. Проблемы документалистики и развитие жанра документально-художественной прозы середины 70-х - начала 80-х годов: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 1991. 18 с.
Федотова А. А. К вопросу о некоторых лингвостилистических особенностях жанра "faction" // Научные ведомости. Серия "Гуманитарные науки". 2013. № 6 (149). Вып. 17. С. 119-125.
Concise Oxford Russian Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1998. 1007 p.
Jensen V. Writing History: Capote’s Novel Has a Lasting Effect on Journalism [Электронный ресурс]. URL: http://www2.ljworld. com/news/2005/apr/03/writing_history_capotes/ (дата обращения: 02.03.2020).
Lucewicz L. The Canon of Confessional Writing and Its Modifications // Russian Classical Literature Today: The Challenges / Trials of Messianism and Mass Culture / ed. by Y. Lyutskanov, H. Manolakev and R. Rusev. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2014. Р. 195-204.