Бактыбаева Аннель Тлеумагамбетовна
Казахский национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.10.2020
Аннотация. Цель исследования - комплексное описание способов передачи комического и его функций в жанровой структуре современного казахстанского рассказа на материале творчества У. Тажикеновой. Научная новизна состоит в том, что впервые проза русскоязычной казахстанской писательницы рассматривается сквозь призму комического как модуса художественности. В результате исследования нами установлено, что, во-первых, в рассказах У. Тажикеновой представлены самые разнообразные виды комического - ирония, самоирония, абсурд; во-вторых, комическая ситуация становится ключевым механизмом развития сюжета и средством создания смехового поля текста; в-третьих, комическая деталь в изображении реалий современности или при описании персонажа выполняет характерологическую функцию.
Ключевые слова и фразы: А. Тажикенова, комическое, русскоязычная литература Казахстана, ирония, абсурд, U. Tazhikenova, the comical, Russian-language literature of Kazakhstan, irony, absurd
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык: к проблеме языковой "картины мира" // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3-19.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 1990. 542 с.
Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127 с.
Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / вступ. ст. А. Аникста. Л.: Худ. лит-ра, 1973. 568 с.
Борев Ю. С. Комическое. М.: Искусство, 1970. 270 с.
Буренина О. В. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru/a/Absurd.html (дата обращения: 13.09.2020).
Выгон Н. С. Парадигма комического в современной литературе // Современная русская литература (1990-е гг. - начало ХХI в.). М.: Академия, 2005. С. 40-63.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. 621 с.
Головко В. М. Герменевтика литературного жанра. М.: Флинта, 2012. 184 c.
Голубков С. А. Мир сатирического произведения. Самара: Изд-во Самар. пед. ин-та, 1991. 108 с.
Девять умр для одной Уммы [Электронный ресурс]. URL: http://mysl.kazgazeta.kz/news/13443 (дата обращения: 13.09.2020).
Кузнецова Т. Д. Комическое в коми литературе. Сыктывкар: Изд-во Коми РИПКРНО, 1994. 73 с.
Курганов Е. Г. Анекдот как жанр. СПб.: Академический проект, 1997. 123 с.
Лихачев Д. С., Панченко A. M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 296 с.
Накипов Д. Достоинство суетного // Книголюб. 2002. № 16. С. 47-49.
Поспелов Г. Н. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1978. 351 с.
Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. 288 с.
Рюмина М. Т. Эстетика смеха. М.: Либроком, 2003. 320 с.
Савельева В. В. Жанровое своеобразие прозы У. Тажикеновой. Художественный мир литературы Казахстана. Алматы: Компендиум, 2009. 388 с.
Смирнов И. С. Универсальные правила порождения комического дискурса // Russian Literature XX. Elsevier Science Publishers, 1986. Р. 159-177.
Тажикенова У. Восхождение к Абсолюту. Алматы: Алейрон, 2003. 234 с.
Тюпа В. И. Аналитика художественности. Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, 2001. 226 с.
Тюпа В. И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы). Тверь: Тверской государственный университет, 2002. 80 с.
Уваров А. Н. Художественное своеобразие удмуртской сатиры. Ижевск: Удмуртия, 1979. 132 с.
Узакбаева Н. Авторская позиция и образ автора в прозе Умит Тажикеновой // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Филология. 2014. № 3 (49). С. 159-161.
Хализев В. Е. Теория литературы. Изд-е 2-е. М.: Высшая школа, 2000. 405 с.
Эльсберг Я. Отрицательное и положительное в сатире // Искусство и кино. 1953. № 7. С. 45-60.