Музыкальные коды в романе М. Петросян "Дом, в котором..."
Синегубова Капиталина Валерьевна
Кемеровский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 03.08.2020
Аннотация. Цель статьи - проследить функционирование музыкальных кодов в романе М. Петросян "Дом, в котором…". Музыкальные коды в романе М. Петросян ранее не исследовались, что обусловливает научную новизну данной работы. Интермедиальный анализ позволяет объяснить социокультурный генезис художественного мира романа. Особое внимание уделяется моментам восприятия чужих, иноязычных песен и процессу усвоения иной культуры. В результате описан способ включения в роман интермедиальных кодов, раскрывающий установку автора на "зашифровывание" музыкальных отсылок и цитат. Выявлено, как чужая музыкальная культура усваивается героями романа и начинает определять их сознание. Анализ отсылок к музыкальным произведениям и событиям в сфере шоу-бизнеса позволил также определить время событий в романе.
Ключевые слова и фразы: интермедиальность, музыкальные коды, Мариам Петросян, "Дом, в котором…", коммуникативная стратегия автора, intermediality, musical codes, Mariam Petrosyan, "The Gray House", author’s communicative strategy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бочкарева Н. С., Новокрещенных И. А. Проблемы взаимодействия литературы и других искусств в контексте интермедиальности (опыт кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. № 2. С. 117-130.
Галина М. Дом, наружность и лес // Новый мир. 2010. № 4. С. 47-58.
Кихней Л. Г. Поликультурное или культурно не атрибутированное пространство как воплощение инобытия в современной "мистической прозе" (М. Петросян, В. Пелевин, Л. Наумов) // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. М. - Пенза, 2019. С. 46-55.
Петросян М. Дом, в котором… М.: Livebook, 2012. 958 c.
Ремизова М. Времени нет // Октябрь. 2012. № 4. С. 148-168.
Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка) [Электронный ресурс]: дисс. … к. филол. н. Барнаул, 2006. 204 с. URL: http://www.libed.ru/knigi-nauka/114760-5-intermedialnaya-poetika-sovremennoy-otechestvennoy-ozi-literatura-zhivopis-muzika.php (дата обращения: 20.05.2020).
Ситникова А. А. Смыслообразующая функция песни в структуре литературного текста: автореф. дисс. … к. филол. н. Тверь, 2016. 23 с.
Соловьева Е. Е. "Музыкальный код" и "музыкальный экфрасис" // Stephanos. 2016. № 2 (16). С. 119-128.
Соловьева Т. Дом vs. Наружность. О романе Мариам Петросян "Дом, в котором…" // Вопросы литературы. 2011. № 3. С. 169-180.
Axelrod S., Roman C., Travisano T. The New Anthology of American Poetry: Postmodernisms 1950-Present [Электронный ресурс]. New Brunswick - New Jersey - L.: Rutgers University Press, 2012. URL: http://www.jstor.org/stable/j.ctt1bj4sjv (дата обращения: 20.05.2020).
Geneson P., Ginsberg А. A Conversation with Allen Ginsberg // Chicago Review 27. 1975. № 1. P. 27-35. DOI: 10.2307/25303265.
Ginsberg A. Mostly Sitting Haiku [Электронный ресурс]. New Jersey: From Here Press, 1978. URL: https://terebess.hu/ english/haiku/aginsberg.html (дата обращения: 07.04.2020).
Page J., Plant R. Immigrant Song [Электронный ресурс]. URL: http://www.ledzeppelin.ru/songs/Song_Immigrant_ Song.htm (дата обращения: 15.08.2020).
Page J., Plant R. Stairway to Heaven [Электронный ресурс]. URL: http://www.ledzeppelin.ru/songs/Song_Stairway_ To_Heaven.htm (дата обращения: 15.08.2020).
Welch L. A Taste of Honey [Электронный ресурс]. URL: http://www.beatleslyrics.org/index_files/Page1731.htm (дата обращения: 15.08.2020).
Wolf W. (Inter)mediality and the Study of Literature [Электронный ресурс] // Comparative Literature and Culture. 2011. Vol. 13. Iss. 3. URL: https://docs.lib.purdue.edu/clcweb/vol13/iss3/2/ (дата обращения: 20.05.2020).