СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ ПРОЗЫ Ю. МАМЛЕЕВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА "ВАЛЮТА")
Осьмухина Ольга Юрьевна, Трушкина Алена Петровна, Арестова Ольга Денисовна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А. М. Кузьмина"
Дата поступления рукописи в редакцию: 25.06.2019
Аннотация. Статья посвящена анализу воплощения сюрреалистической традиции в рассказе Ю. Мамлеева "Валюта". Установлено, что прозаик синтезирует сюрреалистическую традицию (обращение к бессознательному и подсознательному, мотив сна) с элементами готики (создание атмосферы страшного, ужасного). В связи с этим ключевыми особенностями рассказа выступают следующие: сочетание иррационального с натуралистичностью изображения; разработка мотива покойника и изображение мертвецов; существование героя на границе сна/яви, жизни/смерти; изображение пересечения мира реального и ирреального, который персонажи стараются постичь.
Ключевые слова и фразы: Ю. Мамлеев, рассказ, сюрреализм, образ, прием, фольклорный мотив, Yu. Mamleev, short story, surrealism, image, device, folkloric motive
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андреев Л. Г. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972. 232 с.
Балашова Т. В. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард: сборник статей. М.: ГИТИС, 1999. С. 22-33.
Балашова Т. В., Гальцова Е. Д. Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007. 584 с.
Бретон А. Манифест сюрреализма // Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. М.: Прогресс, 1986. С. 40-59.
Вдовиченко О. В. Категория абсурда как приём поэтики современной русской прозы (образ фантасмагорически-абсурдной реальности у Ю. Мамлеева, В. Пелевина, Т. Толстой) // Материалы V Юбилейной международной научно-практической конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики". Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2008. Ч. 2. Гуманитарные науки и образование. С. 248-256.
Гальцова Е. Д. Концепция "реальности"/"сюрреальности" и театральная эстетика Андре Бретона // Вестник Российского государственного университета. 2008. № 9. С. 207-217.
Гальцова Е. Д. Театральность в художественной системе французского сюрреализма: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2008. 35 с.
Довгая Ю. В. Архетипы и бессознательное в теории и практике европейского сюрреализма: на примерах произведений П. Элюара и С. Дали: дисс. … к. культурологии. М., 2000. 233 с.
Мамлеев Ю. В. Голос из ничто. Рассказы. М.: Моск. рабочий, 1991. 140 с.
Мамлеев Ю. В. Чёрное зеркало. М.: Вагриус, 1999. 304 с.
Марунина Е. Ю. Переосмысление сюрреалистической эстетики в творчестве Жака Превера: дисс. … к. филол. н. М., 2007. 200 с.
Наумчик О. С. Художественно-философское переосмысление принципов сюрреализма в творчестве Нила Геймана [Электронный ресурс] // Российский гуманитарный журнал. 2015. № 4. С. 9-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ hudozhestvenno-filosofskoe-pereosmyslenie-printsipov-syurrealizma-v-tvorchestve-nila-geymana (дата обращения: 15.08.2019).
Осьмухина О. Ю., Князева А. А. Мениппейная традиция в романе Макса Фрая "Мой Рагнарёк" // ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. Казань, 2019. № 1 (55). С. 190-195.
Тимина С. И. Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.). М.: Академия, 2011. 384 с.
Чагин А. И. Расколотая лира: Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы. М.: Наследие, 1998. 269 с.
Чагин А. И. Сюрреализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина; ИНИОН РАН. М.: НПК "Интелвак", 2003. Стлб. 1050-1056.
Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда в аспекте литературно-художественной методологии: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 207 с.
Чупринин С. И. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. 768 с.
Breton A. Les Manifestes du surrealisme. P.: Editions du Sagittaire, 1946. 363 p.
Clebert J.-P. Dictionaire du surrealism. P.: Seuil, 1996. 608 p.
Joubert A. Le mouvement des surrealistes, ou La fin mot de l'histoire: mort d'un groupe, naissance d'un mythe. P.: Maurice Nadeau Editeur, 2002. 373 p.
Nadeau M. Histoire du surrealisme. P.: Seuil, 1964. 190 p.