СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТА ПОВЕСТВОВАНИЯ В "ДАРЕ" В. В. НАБОКОВА
Клецкая Светлана Ильинична
Южный федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 22.04.2019
Аннотация. В статье обосновывается гипотеза о том, что в романе В. В. Набокова "Дар" повествование построено вокруг единой повествовательной инстанции ("рассказчик-повествователь"), которая формально-грамматически расщепляется на рассказчика и повествователя в собственном смысле слова. Это подтверждается реальной последовательностью появления инстанций рассказчика и повествователя в "Даре", а также структурными, тематическими и содержательными особенностями романа. С учетом этого вывода предлагается осмыслять переключение между рассказчиком и повествователем событийно, как объективацию и субъективацию повествования.
Ключевые слова и фразы: Владимир Набоков, "Дар", нарративная структура, повествователь, рассказчик, Vladimir Nabokov, "The Gift", narrative structure, narrator, storyteller
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Апресян Ю. Д. Роман "Дар" в космосе Владимира Набокова // Апресян Ю. Д. Избранные труды: в 2-х т. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. С. 651-694.
Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 208 с.
Грейсон Дж. Метаморфозы "Дара" // Набоков: pro et contra / сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина; комментарии Е. Белодубровского, Г. Левинтона, М. Маликовой, В. Новикова; библиогр. М. Маликовой. СПб.: РХГИ, 1997. С. 590-635.
Давыдов С. С. "Тексты-матрешки" Владимира Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004. 158 с.
Зусева В. Б. Жанровая структура романа В. Набокова "Дар" [Электронный ресурс]. URL: http://slovorggu.ru/nfv2007_ 2_5_pdf/09Zuseva.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 688 с.
Левин Ю. И. О "Даре" // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 287-322.
Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: художественная философия творчества в "Даре" Набокова // Вопросы литературы. 1994. № 3. С. 72-95.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.
Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода: в 5-ти т. / сост. Н. Артеменко-Толстой. СПб.: Симпозиум, 2002. Т. 4. Приглашение на казнь. Дар. Рассказы. Эссе. Рецензии. 784 с.
Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М.: Пенаты, 1995. 562 с.
Осьмухина О. Ю. Маска в культурно-художественном сознании российского зарубежья 1920-1930-х гг. (на материале творчества В. В. Набокова): автореф. дисс. … к. культурологии. Саранск, 2000. 18 с.
Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 288 с.
Стрельникова Л. Ю. Поэзия как свободная игра вымысла в романе В. В. Набокова "Дар" // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4. С. 123-130.
Blackwell S. H. Zina’s paradox: The figured reader in Nabokov’s "Gift". N. Y.: Peter Lang, 2000. 215 p.
Leving Y. Keys to "The Gift": A Guide to Nabokov’s Novel. Boston: Academic Studies Press, 2011. XVII+534 p.
Nabokov V. The Gift / transl. from Russian by M. Scammel with the collab. of the author. L.: Weidenfeld and Nicolson, 1963. 346 p.