"МЕДНЫЙ ВСАДНИК" А. С. ПУШКИНА: ПОВЕСТЬ В ОБХОД ПРОЗЫ
Глембоцкая Яна Олеговна, Кузнецов Илья Владимирович
Новосибирский государственный театральный институт
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.03.2019
Аннотация. Статья посвящена жанровому своеобразию петербургской повести А. С. Пушкина "Медный всадник". В развитие существующих исследований авторами установлено, что в ней Пушкин изменил функцию натуралистического бытописания как жанрового содержания повести. Не считая бытописание художественно самостоятельным содержанием, поэт поставил его в зависимость от жанровых образцов оды и видения. Этому способствовал прием стихотворного оформления повести, приближавшего ее к поэме. В работе отмечается, что жанр петербургской повести у Гоголя продолжает пушкинское подчинение бытописания, в отличие от "натуральной школы" 1840-х годов.
Ключевые слова и фразы: "Медный всадник" Пушкина, повесть, многоголосие, ода, натурализм, видение, образ Петербурга, "The Bronze Horseman" by A. S. Pushkin, narrative, polyphony, ode, naturalism, vision, Petersburg image
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Белый А. Мастерство Гоголя: исследование. М. - Л.: ГИХЛ, 1934. 355 с.
Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник": исследование. М.: Федерация, 1929. 280 с.
Вацуро В. Э. Пушкин и проблемы бытописания в начале 1830-х годов // Пушкин: исследования и материалы / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Л.: Наука, 1969. Т. VI. Реализм Пушкина и литература его времени. С. 150-170.
Измайлов Н. В. Литературный фон поэмы "Медный всадник" // Пушкин А. С. Медный всадник / изд. подгот. Н. В. Измайлов. Л.: Наука, 1978. С. 124-146.
Кузнецов И. В. Внутренняя мера творческого поведения: об эстетических границах смешного в "Моцарте и Сальери" А. С. Пушкина // Театр и драма: эстетический опыт эпохи: материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск: НГТИ, 2018. Вып. 5. С. 32-41.
Мережковский Д. С. Гоголь: творчество, жизнь и религия. СПб.: Пантеон, 1909. 231 с.
Немировский И. Зачем был написан "Медный всадник" // Новое литературное обозрение. 2014. № 2 (126). С. 210-236.
Осадчая Л. А. Повести Н. В. Гоголя: малороссийское, русское, вечное. Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. 216 с.
Осповат К. "Кумир на бронзовом коне": барокко, чрезвычайное положение и эстетика революций // Новое литературное обозрение. 2018. № 1 (149). С. 49-73.
Платт Д. Б. Обыкновенная история одного читателя "Медного всадника" / пер. Е. Канищевой // Новое литературное обозрение. 2010. № 6 (106). С. 146-161.
Пумпянский Л. В. "Медный всадник" и поэтическая традиция XVIII века // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 158-196.
Пушкин А. С. Медный всадник // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1977. Т. 4. Поэмы. Сказки. С. 273-288.
Пушкин А. С. Письмо кн. В. Ф. Одоевскому от 30.10.1833 г. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10-ти т. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1979. Т. 10. Письма.
Топоров В. Н. Петербург и "Петербургский текст русской литературы". Введение в тему // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 259-367.
Тюпа В. И. Художественность литературного произведения: вопросы типологии. Красноярск: КрГУ, 1987. 224 с.