ДУХОВНАЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ЭВЕНОВ ЯКУТИИ В ПОВЕСТИ А. КРИВОШАПКИНА "ОХОТНИК ТОРМИТА": ОПЫТ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ
Хазанкович Юлия Геннадьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.04.2019
Аннотация. Повесть в рассказах "Охотник Тормита" Андрея Кривошапкина, одного из ярких прозаиков современной эвенской литературы, никогда ранее не была объектом литературоведческой и критической рефлексии. Впервые на репрезентативном художественном материале исследован такой невербальный феномен, как духовная и повседневная культура эвенов. Герменевтический подход позволил выявить этноэстетический контекст культурных реалий эвенов, те или иные грани их языческого мировоззрения, обнаружить тематические схождения повести с более ранним произведением автора - этнографической поэмой "Мир эвена" - и сделать вывод, что промысловый и кочевой уклад жизни - основа духовной и повседневной культуры эвенов, характера и стратегии поведения охотника Тормиты.
Ключевые слова и фразы: повесть в рассказах, эвенская литература, герменевтика, Андрей Кривошапкин, эвенская повесть, культура повседневности, novel in stories, Even literature, hermeneutics, Andrey Krivoshapkin, Even narrative, everyday culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Богин Г. И. Филологическая герменевтика: учеб. пособие. Калинин: КГУ, 1982. 86 с.
Ващенко А. В. Сила автохтонного слова // Гобзев И. А. Цветы во льдах. Литература коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: наблюдения философа и критика / вступ. ст. А. В. Ващенко. М.: Литературная Россия, 2013. С. 3-12.
Инишев И. Н. Чтение и дискурс. Трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 168 с.
Козлов А. С. Литературоведение Англии и США ХХ века. М.: Московский Лицей, 2004. 256 с.
Кривошапкин А. Мир эвена: этнографическая поэма. М.: Палея-Мишин, 2000. 52 с.
Кривошапкин А. Охотник Тормита. Якутск: Бичик, 2007. 156 с.
Лебедева Ж. К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. 112 с.
Огрызко В. В. Зарождение эвенской литературы: как это было // Эвенская литература / сост. Вяч. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2005. С. 3-38.
Окорокова В. Б. Творческий путь Андрея Кривошапкина // Окорокова В. Б. Сияние полярных огней. Якутск: Бичик, 2013. С. 98-112.
Петров А. А. Медвежий миф в эвенском фольклоре // Фольклор и этнография народов Севера: межвузовский сборник научных трудов. / сост. А. А. Петров. СПб.: Образование, 1992. С. 26-35.
Петрова С. М. По раздольному белому насту // Эвенская литература / сост. Вяч. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2005. С. 178-191.
Петрова Т. А. Экология культуры эвенов в поэзии, прозе и публицистике Андрея Кривошапкина // Реальность этноса: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 401-403.
Попова У. Г. О пережитках культа медведя (уркачак) среди эвенов Магаданской области // Труды Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения Академии наук СССР. М.: Наука, 1967. Вып. 17. С. 174-181.
Преловский А. Послесловие // Кривошапкин А. Мир эвена. М.: Палея-Мишин, 2000. С. 50-53.
Тобуроков Н. Н. Андрей Кривошапкин. Очерк жизни и творчества. Якутск: Северовед, 1999. 69 с.
Хайрюзов В. Мой северный друг Андрей Кривошапкин // Кривошапкин А. Охотник Тормита. Якутск: Бичик, 2007. С. 3-9.
Христофорова О. Б. Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М.: Изд-во РГГУ, 1998. 80 с.
Шпет Г. Г. Герменевтика и её проблемы // Контекст: литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1989. С. 230-267.
Эвенская литература: сборник. М.: Литературная Россия, 2005. 381 с.
Hirsch E. D. The Aims of Interpretation. Chicago: University of Chicago Press, 1976. 177 p.
Hirsch E. D. Validity in Interpretation. New Haven: Yale University Press, 1974. 287 p.
Palmer R. Hermeneutics. Interpretation Theory in Schleiermacher, Dilthey, Heidegger and Gadamer. Illinois: North Western University Press, 1969. 156 p.