Поташова Ксения Алексеевна
Московский государственный областной университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 14.08.2019
Аннотация. В статье изучается экфрасис М. Ю. Лермонтова, являющий собой не словесную репрезентацию произведений изобразительного искусства, но создание словом живописных картин природы. Установлено, что для поэта характерен процесс восприятия природы посредством "чтения" возникающего образа и связанный с ним прием кадрирования изображения, позволяющий показать природный вид как динамичную картину. В результате сопоставительного анализа художественных систем М. Ю. Лермонтова и А. Г. Венецианова делается вывод, что словесные пейзажи поэта созданы по принципу пленэрной живописи, построенной на передаче световых рефлексов.
Ключевые слова и фразы: М. Ю. Лермонтов, экфрасис, кадрирование, пространство, перспектива, взаимодействие искусств, M. Y. Lermontov, ecphrasis, framing, space, perspective, interrelation of arts
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Киселева И. А. Изучение творчества М. Ю. Лермонтова как религиозно-философской системы: проблемы методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Русская филология". 2010. № 4. С. 95-100.
Киселева И. А. Принцип и смысл обратной перспективы в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Парус" (1832) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Русская филология". 2016. № 4. С. 120-126.
Киселева И. А. Творчество М. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: ИИУ МГОУ, 2017. 178 с.
Кожинов В. В. Поэзия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2003.
Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 6-ти т. М. - Л.: АН СССР, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом), 1954. Т. 1. Стихотворения, 1828-1831. 452 с.; Т. 2. Стихотворения, 1832-1841. 386 с.; 1955. Т. 3. Поэмы, 1828-1834. 328 с.; Т. 4. Поэмы, 1835-1841. 427 с.
Москвин Г. В. Первый период творчества M. Ю. Лермонтова (ранняя лирика) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2014. № 3. С. 107-115.
Поспелов Г. Г. Русское искусство XIX века. М.: Искусство, 1997. 287 с.
Поташова К. А. Влияние живописи на эстетический идеал русской литературы первой трети XIX века (А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов): дисс. … к. филол. н. М., 2016. 267 с.
Поташова К. А. Образ "пылающего Везувия" в художественном мире А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. П. Брюллова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (48). Ч. 2. С. 133-137.
Радбиль Т. Б., Юхнова И. С. Художественное воплощение русского национально-культурного концепта РЕКА в творчестве М. Ю. Лермонтова // Научный диалог. 2019. № 2. С. 127-142.
Турчин В. С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия: очерки. М.: Искусство, 1981. 550 с.