ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВО В КИТАЙСКИХ ДАОССКИХ ТЕКСТАХ "О СНАХ И ГРЁЗАХ"
Маслов Алексей Александрович, Просвиркина Ирина Ивановна, Агарева Марианна Владимировна
Национальный университет "Высшая школа экономики"
Оренбургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 03.05.2018
Аннотация. Статья посвящена анализу лексических единиц, обозначающих пространство, в даосском трактате "Рассуждения о грезах" ("Мэн шо", XIII в.). Авторы обращаются к современным исследованиям, посвященным лексическим единицам, обозначающим пространство, и приходят к выводу, что в китайском языке нет однозначного понимания в способах выражения данных лексических единиц, потому что в различных текстах пространственную функцию могут выполнять различные лексические единицы китайского языка в зависимости от особенностей анализируемого текста. Авторы описывают функцию лексических единиц, с помощью которых фиксируются культурно маркированные пространственные образы в трактате "Рассуждения о грезах", а также ряде других даосских текстов, и сравнивают с особенностями повседневного употребления лексических единиц, обозначающих пространственные значения.
Ключевые слова и фразы: экспликаторы пространства, топос, культурная семантика, китайская языковая картина мира, даосизм, мистицизм, space explicators, topos, cultural semantics, Chinese linguistic worldview, Taoism, mysticism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Большой китайско-русский словарь: в 4-х т. / под ред. проф. И. М. Ошанина. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983-1984.
Ван Сяоцинь. Сопоставительный анализ способов выражения пространственно-статических отношений в русском и китайском языках // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. Вып. 1. С. 20-33.
Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. 349 с.
Малявин В. В. Иеротопии в китайской религии: образ и пространство [Электронный ресурс]. URL: http://sredotochie.ru/ ?p=1195 (дата обращения: 16.04.2018).
Маслов А. А. "Мастерство снов и грез" [Электронный ресурс]. URL: https://purevagabond.com/2017/07/14/chen_tuan/ (дата обращения: 12.04.2018).
Маслов А. А. Метафора мистического преображения в даосском тексте "Древо без корней" // Вестник Новосибирского государственного университета. История, филология. 2018. Т. 17. № 4. С. 59-74.
Маслов А. А. "Надпись о вере в сердце" (VIII в.) [Электронный ресурс]. URL: https://purevagabond.com/2017/10/23/ xinxinming/ (дата обращения: 12.04.2018).
Маслов А. А. О чем грезит даос? "Рассуждения о грезах" (XIII в.) [Электронный ресурс]. URL: https://purevagabond. com/2017/12/16/mengshuo/ (дата обращения: 14.04.2018).
Маслов А. А. Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 288 с.
Просвиркина И. И., Луценко Е. А. Лексические единицы китайского языка, выражающие пространство (на материале философского трактата "Чжуан-цзы") // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 156-161.
Пяо Миньсю. Система пространства в современном китайском языке // Сборник китайской филологии. 2004. № 33. С. 91-109.
Сюэ Шаолань. Chineasy каждый день. Знакомство с китайским языком и культурой / пер. с англ. И. Воскановой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 255 с.
Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004. 231 с.
Цзинь Тао. Концептуальная система пространства: на материале современного китайского языка: дисс.. к. филол. н.: 10.02.19. Владивосток, 2005. 198 с.
Dainton B. F. Time and Space. 2nd ed. McGill-Queen’s University Press, 2010. 480 p.
Grand Dictionnaire Ricci De La Langue Chinoise ( ??????): coffret de 7 volumes. Descl?ede Brouwer, 2001.
Kohn L. Early Chinese Mysticism: Philosophy and Soteriology in the Taoist Tradition. Princeton University Press, 1992. 234 p.
Paper J. D. The Spirits Are Drunk: Comparative Approaches to Chinese Religion. State University of New York Press, 1995. 342 p.