РЕЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Анисимова Евгения Евгеньевна
Сибирский федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 21.03.2018
Аннотация. В статье исследуются особенности художественной рецепции классики в русской литературе рубежа XIX-XX веков. Как показано в работе, существенная в главных европейских традициях временн?я дистанция между классикой и современностью в русской словесности сжималась и превращалась в резко проведенную и остро проблематизированную границу. Акт самосознания новой культуры имел отношение не только к "давнопрошедшему" времени великих эстетических достижений, но и к наследию и репутации "живых" классиков, с которыми модернисты находились в состоянии напряженного диалога.
Ключевые слова и фразы: рецепция, русская литература, литературные классики, модернизм, диалог, жизнетворчество, традиция, reception, Russian literature, literary classics, modernism, dialogue, life and creativity, tradition
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абрамовских Е. В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема (на материале дописываний незаконченных отрывков А. С. Пушкина): дисс. … д. филол. н. М., 2007. 453 с.
Ахматова А. Я - голос ваш… М., 1989. 350 с.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
Белый А. Мастерство Гоголя. М. - Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1934. 324 с.
Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. 352 с.
Богомолов Н. Другой Толстой. Писатель глазами русских символистов // Toronto Slavic Quarterly. 2012. Т. 40. С. 7-22.
Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Художественная литература, 1988. Т. 6. 719 с.
Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды: в 2-х т. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. 2. О стихах. С. 434-455.
Загидуллина М. В. Ранние статьи Гоголя о Пушкине: к вопросу о "внутрицеховой" рецепции // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. Т. 2. № 1. С. 34-41.
Зоркая Н. Предисловие (Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения) // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-39.
Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. Vol. 3. № 7-8. С. 47-82.
Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода. Вводные замечания // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб, 1997. С. 594-604.
Марченко Т. В. Переписать классику в эпоху модернизма: о поэтике и стиле рассказа Бунина "Натали" // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69. № 2. С. 25-42.
Мережковский Д. С. Автобиографическая заметка // Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений: в 24-х т. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1914. Т. 24. С. 105-116.
Науман М., Шленштедт Д., Барк К., Клихе Д., Ленцер Р. Общество. Литература. Чтение. Восприятие литературы в теоретическом аспекте. М.: Прогресс, 1978. 292 с.
Опульская Л. Д. Толстой и русская литература конца XIX - начала XX в. // Литературное наследство. М., 1961. Т. 69. Кн. 1. С. 103-140.
Перов О. Эстетика позднего Толстого и русский модернизм // Литература. (Rusistica Vilnensis). 2001. Т. 41-43 (2). С. 137-145.
Соловьев В. С. Первый шаг к положительной эстетике // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С. 90-98.
Тюпа В. И. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций) [Электронный ресурс] // Дискурс. 1997. № 3-4. URL: http://old.nsu.ru/education/virtual/discourse34_22.htm (дата обращения: 21.03.2018).
Тюпа В. И. Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998. 115 с.
Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1 (8). С. 47-62.
Чеховиана. Чехов и "серебряный век": сб. статей / отв. ред. А. П. Чудаков. М.: Наука, 1996. 319 с.
Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34-84.
Яусс Х.-Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 97-106.
Paperno I. The Meaning of Art: Symbolist Theories // Creating Life. The Aesthetic Utopia of Russian Modernism / ed. by I. Paperno and J. D. Grossman. Stanford: Stanford University Press, 1994. P. 13-23.