ТЕКСТОВАЯ АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА С ПОЗИЦИИ ГОВОРЯЩЕГО ЛИЦА
Кудашова Нина Николаевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Дата поступления рукописи в редакцию: 25.01.2018
Аннотация. В статье рассматривается проблема антропоцентричности художественного текста на примере произведений немецких писателей ХХ века Анны Зегерс, Генриха Бёлля и Эрвина Штриттматера. Антропоцентричность текста состоит в создании его для человека и о человеке, в стремлении автора описать и понять человека, его мысли и чувства, передать средствами языка и художественного текста его внутренний мир. Проблема человека, если она важна для писателя, подчиняет себе весь строй художественного произведения и его язык. Отмечается, что для решения проблемы анализа антропоцентричности художественного текста необходимо сочетание литературоведческих и лингвистических подходов.
Ключевые слова и фразы: антропоцентричность, художественный антропоцентризм, человеческий фактор, говорящее лицо, адресант, текст, anthropocentricity, literary anthropocentrism, human factor, speaker, addressee, text
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айтпенбетова Г. А., Саматаева К. Б. Принцип интеграции при интерпретации художественного текста // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 9. С. 112-116.
Баракина И. В. Лингвистические аспекты изучения понятия "антропоцентризм" // Проблемы вариативности в германских языках. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995. С. 74-79.
Бёлль Г. Моё печальное лицо: рассказы и статьи. М.: Прогресс, 1968. 366 с.
Золян С. Лингвистическая поэтика и общая теория языка (о контекстно-зависимой семантике и текстоцентричной лингвистике) // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. Т. 7. № 7. С. 69-86.
Калинина Ю. М. Композиция художественного текста как средство выражения его антропоцентричности: автореф. дисс. … к. филол. н. Липецк, 2009. 24 с.
Карельский А. В. Генрих Бёлль и его герой // Бёлль Г. Мое печальное лицо: рассказы и статьи. М.: Прогресс, 1968. С. 3-23.
Комарова Л. И. Антропоцентризм художественного текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 99-103.
Крылова М. Н. Семантика современного русского сравнения: лингвокультурологический анализ: монография. Саратов: Вузовское образование, 2014. 189 с.
Кудашова Н. Н. Г. Бёлль - моралист // Вестник Мордовского университета. 1994. № 4. С. 32-34.
Кукуева Г. В. Малая проза В. М. Шукшина в аспекте лингвистической поэтики // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 8-9. С. 18-20.
Малыгина М. В. Способы и признаки интеграции художественного текста // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: мат. II междунар. науч.-практ. конф. К.: Логос, 2016. С. 24-30.
Новикова Э. Г. Малая проза Татьяны Толстой в лингвопоэтическом аспекте: автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2013. 23 с.
Телия В. Н. Послесловие // Метафоры в языке и тексте / В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др.; отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988. С. 170-176.
Чеснокова Н. В. Антропоцентрическая концепция творчества С. Н. Сергеева-Ценского: лингвистический аспект: автореф. дисс. … к. филол. н. Тамбов, 2003. 24 с.
Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2002. 40 с.
Штриттматер Э. Оле Бинкоп: роман / пер. с нем. Н. Ман, С. Фридлянд // Роман-газета. 1965. № 10. 128 с.
Seghers A. Drei Frauen aus Haiti. Berlin - Weimar: Aufbau-Verlag, 1980. 99 S.