Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2017. № 9. Ч. 2. С. 21-30.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ТРАЕКТОРИЯ ИСКАНИЙ (РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ)

Демченко Александр Иванович
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Аннотация. Райнер Мария Рильке начинал с вещей достаточно простых и как сугубый лирик. Цветение его раннего творчества было во многом созвучно тому, что мы обычно соотносим с поэтикой Серебряного века. В конце 1890-х годов он заметно усложняет образность и общий строй поэтической мысли, разрабатывая характерную для романтиков ситуацию разлада с миром. В поиске жизненных опор поэт многое связывал с Россией. Завершающий взлёт гения Рильке падает на начало 1920-х годов, когда он приходит к той фазе своей творческой эволюции, которую можно обозначить понятием "последняя ясность". В основе его художественного наследия лежало глубинное постижение сущности человеческой личности и окружающего её мира. Поэзию Рильке пронизывает предчувствие, а затем констатация потрясений и огромных перемен на пороге ХХ столетия.
Ключевые слова и фразы: Райнер Мария Рильке, созвучность раннего творчества поэтике "серебряного века", усложнение образности и художественного мышления с конца 1890-х годов, завершающий взлёт начала 1920-х годов с выходом к "последней ясности", глубинное постижение сущности человеческой личности и окружающего её мира, констатация потрясений на пороге ХХ столетия, Rainer Maria Rilke, consonance of early works with poetics of the "silver age", complexity of figurativeness and artistic thinking since the late of the 1890s, final rise of the beginning of the 1920s with the following "last clarity", deep comprehension of human personality’s essence and the world around it, statement of upheavals at the turn of the XX century
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Адмони В. Г. Поэзия Райнера Марии Рильке // Вопросы литературы. 1962. № 12. С. 138-158.
  2. Азадовский K. M. "Россия была главным событием.." // Рильке и Россия: письма, дневники, воспоминания, стихи. СПб.: Издательство Ивана Лимбам, 2003. С. 5-117.
  3. Березина А. Г. Поэзия и проза молодого Рильке. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. 184 с.
  4. Букреева Л. Л., Береснев С. Д. Об адекватности художественного образа в оригинале и переводе (на материале стихотворения Р. М. Рильке "Abschied" и его перевода на русский язык) // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1986. № 2. С. 60-65.
  5. Демченко А. И. Мировая художественная культура как системное целое. М.: Высшая школа, 2010. 528 с.
  6. Демченко А. И. "Серебряный век". Саратов: Pan-Art, 2011. 68 с.
  7. Дрожжин С. Д. Современный германский поэт Райнер Рильке (из записок и воспоминаний) // Путь. 1913. Вып. XII. С. 47-64.
  8. Ерёмин В. Н. Сто великих поэтов. М.: Вече, 2005. 452 с.
  9. Журавлева Е. И. Языковые средства создания образности поэтического текста. Сенсорные образы и их значение (на материале стихотворения P. M. Рильке "Spanische T?nzerin") // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1996. Вып. 2. С. 143-150.
  10. Засеева Г. М. Лексико-семантические средства создания связности поэтического текста (на материале "Дуинских элегий" Р. М. Рильке) / Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. 203 с.
  11. Иванова Е. Л. Лирический цикл как форма "Часослова" // Вопросы филологии. СПб.: Нестор, 2006. № 12. С. 92-104.
  12. История немецкой литературы: в 4-х т. М.: Наука, 1968. Т. 4. 614 с.
  13. Калюжная Л. С. Сто великих писателей. М.: Вече, 2004. 532 с.
  14. Лысенкова Е. Л. Эволюция поэтического языка P. M. Рильке и проблемы её отражения в русских переводах: автореф. дисс.. к. филол. н. Магадан, 1997. 28 с.
  15. Медведев А. А. "И эон с эоном говорит": диалог Р. М. Рильке и Лермонтова в "большом времени" // Литературоведческий журнал. 2014. № 35. С. 89-106.
  16. Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке. СПб.: Эгида, 1999. 397 с.
  17. Пахомова И. В. Москва Райнера Марии Рильке // Культура - искусство - образование: сб. науч. ст. / сост. Е. Ф. Петровский. М., 1998. С. 52-53.
  18. Пигина Н. В. Апеллятивность в цикле P. M. Рильке "Сонеты к Орфею" // Иностранные языки: Герценовские чтения. СПб., 1999. С. 91-92.
  19. Райнер Мария Рильке и Александр Бенуа. СПб.: Эгида, 2001. 267 с.
  20. Рудницкий М. Л. Русские мотивы в "Книге Часов" Рильке // Вопросы литературы. 1968. № 7. С. 135-149.
  21. Хольтхузен Г. Э. Райнер Мария Рильке, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск: Урал LTD, 1998. 394 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru