МОТИВ ПЕРФОРМАТИВНОГО СЛОВА В ПОЭЗИИ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО
Чижикова Ольга Васильевна, Яновская Ирина Владимировна
Волгоградский государственный аграрный университет
Аннотация. Цель статьи - выявить специфику реализации мотива перформативного Слова в поэзии Тарковского и обосновать его гностические предпосылки. Исследование позволило установить, что мотив логосного, перформативного Слова в произведениях Тарковского сопряжен с частичной природой гностического созерцания (мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, по слову апостола Павла) и неполнотой символа, в котором открывается сверхъестественно-исторический аспект становления. Слово Тарковского обнаруживает связь с философемой логоса поздней античности, которая причастна миру знания и реальному миру и превращает хаос в гармонично устроенный космос. Анализ поэтики Тарковского позволил подтвердить предположение о том, что мотив перформативного Слова находится в самой сердцевине его (Тарковского) творческой индивидуальности и является элементом интегрированной (тесной) системы (сети) переплетающихся и взаимопроникающих метафизически родственных мотивов.
Ключевые слова и фразы: поэтика, мотив, перформативное Слово, София, Арсений Тарковский, гнозис, poetics, motif, performative Word, Sofia, Arseny Tarkovsky, gnosis
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Исследования по структуре текста: сб. ст. / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1987. 302 с.
Калашникова Л. В. Метафора как механизм когнитивно-дискурсивного моделирования действительности (на материале художественных текстов): автореф. дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2006. 40 с.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
Перепелкин М. А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания. Самара: Самарский университет, 2010. 480 с.
Руденко Д. И. "Новый русский реализм": в берегах и вне берегов постмодернизма // Язык и культура. Факты и ценности: сб. ст. / отв. ред. Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 235-246.
Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М. - Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2001. 702 с.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004. 992 с.
Тарковский А. А. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 2. 289 с.
Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2-х т. М.: Гнозис; Языки русской культуры, 1995. Т. 1. Первый век христианства на Руси. 874 с.
Чижикова О. В. Гностическое начало в поэзии Арсения Тарковского // Основные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (10 октября 2015 г.). Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. Вып. II. С. 20-22.
Чижикова О. В., Яновская И. В. О семиотике идиостиля Бориса Пастернака [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/121-19544 (дата обращения: 07.06.2015).
Шпенглер О. Закат Европы. М.: Эксмо, 2006. 798 с.
Яновская И. В. Анализ поэтического текста: фонетический аспект // Социокультурное пространство вуза: материалы Международной научно-практической конференции (г. Волгоград, 20-22 марта 2013 г.): в 2-х ч. Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2013. Ч. 1. С. 247-250.
Яновская И. В. Русская литература как художественная основа эстетического воспитания и преподавания культуры речи // Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции по воспитательной работе, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (г. Волгоград, 25-30 марта 2015 г.). Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. С. 293-296.