Гутова Ляна Адамовна
Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук
Аннотация. В статье впервые на адыгском материале рассматривается роль вербального компонента в традиционной системе аталычества - воспитания ребенка в чужой семье. У адыгов представители высшего сословия отдавали своих детей в семьи опытных наездников, где ребенок мог обучиться и военному делу, и тонкому этикету, и искусствам, в том числе риторике, музыке, поэзии. Цель исследования - установить основные этапы эволюции явления и проследить процесс секуляризации поэтических текстов, в результате чего в них становится доминирующей эстетическая функция.
Ключевые слова и фразы: аталык, отец-воспитатель, мать-воспитательница, кан, джегуако-песнетворец, foster-parent, father-educator, mother-educator, foster-child, dzheguako-songwriter
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Адыгэ уэрэдыжьхэр / зыгьэхьэз. З. П. КьардэнгьущI. Налшык: Эльбрус, 1979. 224 н.
Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (Архив ИГИ КБНЦ РАН). Папка 10. Паспорт 33.
Гарданов В. К. Аталычество // IX международный конгресс антропологических и этнографических наук (сентябрь 1973 г., Чикаго): доклады советской делегации. М.: Наука, 1973. 22 с.
Гутов А. М. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: Эль-Фа, 2000. 219 с.
Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М.: Наука, 1961. 258 с.
Мафедзев С. Х. Адыгэ хабзэ // Адыги. Обычаи. Традиции. Нальчик: Эль-Фа, 2000. 352 с.
Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эльбрус, 1994. 232 с.
Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. 263 с.
Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978. 334 с.