СТРУКТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЕКТЕНИЙ В ПЕРЕВОДАХ НА НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Плисов Евгений Владимирович
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова
Аннотация. Статья посвящена изучению структурно-композиционных особенностей ектении как самостоятельного типа текста в составе немецкого православного богослужения. Установлено, что ектении относятся к потенциально изменяемым текстам богослужения, на которые существенное влияние оказывают внешние исторические условия. Рассмотренные переводные варианты ектений характеризуются композиционным разнообразием, увеличение количества прошений связано с дробностью переводного текста и с введением дополнительных прошений.
Ключевые слова и фразы: ектения, богослужебный текст, немецкое православное богослужение, перевод, вариативность, litany, liturgic text, German orthodox liturgical prayer, translation, variability
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Агеева Т. А. Религиозная проповедь как специфический вид языковой коммуникации (на материале современных немецких проповедей): дисс. … канд. филол. наук. Иркутск, 1998. 183 с.
Баич Р., Кончаревич К. К вопросу о коммуникативных функциях литургического дискурса // Церковь и проблемы современной коммуникации: сб. ст. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2007. С. 15-27.
Голубева Н. А. Прецедентные единицы в религиозном дискурсе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 23. С. 26-34.
Журнал № 103 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2008 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/514547.html (дата обращения: 10.02.2014).
Ивойлова Н. Ю. Строй текста современной христианской проповеди (на материале английского языка): автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2003. 17 с.
Калашникова Т. В. Роль метафоры в становлении языковых значений (на примере сакральной лексики в германских языках): дисс. … канд. филол. наук. М., 1995. 227 с.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
Колышкин А. Кто отнимал храмы у Русской Церкви? [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/2_28869.html (дата обращения: 10.02.2014).
Матвеева И. В. Ролевые отношения коммуникантов в современной немецкоязычной проповеди // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 23. С. 56-63.
Морозова Е. В. Особенности жанра современной христианской церковной проповеди. Лингвистический аспект (На материале немецкого языка): дисс. … канд. филол. наук. М., 1998. 180 с.
Настольная книга священнослужителя. Изд-е 2-е. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. Т. 1. 704 с.
Плисов Е. В. Композиционные и лексико-грамматические особенности священнической молитвы на часах (на примере немецких католических молитв) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 70. № 6. С. 87-91.
Плисов Е. В. Немецкий религиозный текст в условиях поликонфессиональности: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. 160 с.
Плисов Е. В., Зинцова Ю. Н. Язык и религия в проблемном поле германистики: научные мероприятия и направления поиска // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 23. С. 164-168.
Прокопьева Н. Н. Функции оценочной лексики в христианской немецкоязычной проповеди (на материале проповедей Папы Римского Бенедикта XVI) // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 23. С. 64-70.
Романченко Ю. В. Лингвопрагматический аспект немецкоязычного теологического дискурса: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2008. 24 с.
Салахова А. Г.-Б. Современная религиозная проповедь как креолизованный речевой жанр // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. № 1-1. С. 153-155.
Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. М.: Сретенский монастырь, 2004. 815 с.
Соколова М. Ю. Обращение к сакральному тексту в творчестве Мильтона периода Английской революции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 7-2. С. 166-168.
Требник. Београд, 1983. 521 с.
Чин Священныя и Божественныя литургии, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго. Киев: Киево-Печерская Лавра, 1896. 97 с.
Bayer K. Religi?se Sprache. M?nster: Lit, 2004. 121 S.
Die G?ttliche Liturgie des heiligen Johannes Chrysostomos // Evdokimov P. Das Gebet der Ostkirche / dt. von G. Bultmann. Graz - Wien - K?ln: Verlag Styria, 1986. S. 139-198.
Die G?ttliche Liturgie des heiligen Johannes Chrysostomos // Orthodoxes Gebetbuch / in deutscher Sprache erscheint mit dem Segen S. E. Mark. Berlin - M?nchen: Kloster des Hl. Hiob von Po?aev, 1989. S. 59-88.
Die g?ttliche Liturgie unseres Heiligen Vaters Johannes Chrysostomos / ?bersetzt von A. Maltzew. 2., erweiterte Auflage. Leipzig: St. Benno-Verlag GmbH, 1988. 144 S.
Fu? M. Die religi?se Lexik des Althochdeutschen und Alts?chsischen. Frankfurt a/M: Peter Lang, 2000. 434 S.
Janeras S. Ektenie // Lexikon f?r Theologie und Kirche. Freiburg - Basel - Wien: Herder, 2006. Bd. 3. S. 575-576.
Schaeffler R. Das Gebet und das Argument: zwei Weisen des Sprechens von Gott. Eine Einf?hrung in die Theorie der religi?sen Sprache. D?sseldorf: Patmos, 1989. 346 S.
Stallkamp N. Die Sprache der katholischen Kirche in der Bundesrepublik Deutschland. Ein textlinguistischer Beitrag zur Bestimmung ihrer Textsorten. Frankfurt a/Main - Bern - N. Y.: Verlag Peter Lang, 1987. 334 S.