Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 2. Ч. 2. С. 52-57.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ИНСЦЕНИРОВКАХ ПРОЗЫ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ

Гордиенко Елена Игоревна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова


Аннотация. В статье рассматриваются возникшие в XX веке типы инсценировок повествовательной прозы, в которых сохраняется текст нарратора в прошедшем времени. Функционирование прошедшего времени в инсценировках рассматривается в связи с соотношением текста персонажа и текста нарратора, с природой сценической условности, с категорией времени в драматургическом и нарративном текстах.
Ключевые слова и фразы: инсценировка, семиотика театра, театр повествования, прошедшее нарративное, режимы высказывания, dramatization, semiotics of theatre, theatre of narration, past narrative, conditions of statement
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Абрамов Ф. А. Деревянные кони: пьеса в 2 действиях по повестям "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька". М.: ВААП, 1974. 66 с.
  2. Андреев Л. Н. Рассказ о семи повешенных. Инсценировка М. Карбаускиса // Экземпляр литературной части Московского театра п/р О. Табакова. М., 2005. 13 с.
  3. Бенвенист Э. Отношения времени во французском глаголе // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 270-284.
  4. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1988. 351 с.
  5. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Инсценировка Вл. Ив. Немировича-Данченко // Запасной экз. пьесы первого вечера. Музей МХАТ. Брч. № 186. 169 л.
  6. Забудская Я. Л. Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 191 с.
  7. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Наука, 2004. 544 с.
  8. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. 372 с.
  9. Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 2005. С. 583-603.
  10. Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сборник статей. М.: Радуга, 1984. С. 112-133.
  11. Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма: в 2-х т. М.: Искусство, 1979. Т. 2. 742 с.
  12. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
  13. Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
  14. Поспелов Н. С. О двух рядах грамматических значений глагольных форм времени в современном русском языке // Вопросы языкознания. 1966. № 2. С. 17-29.
  15. Рудницкий К. Л. Проза и сцена. М.: Знание, 1981. 112 с.
  16. Савельева Е. Б. Темпоральная организация авторского присутствия (на материале автобиографического романа А. Жида "Si le grain ne meurt") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4. Ч. 1. С. 171-175.
  17. Скороход Н. С. Как инсценировать прозу: проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с.
  18. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопедический справочник. М.: Интрада – ИНИОН, 1999. 319 с.
  19. Сокурова О. Б. Большая проза и русский театр (сто лет сценического освоения прозы). Изд-е 2-е. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. 329 с.
  20. Трифонов Ю. В., Любимов Ю. П. Дом на набережной // Трифонов Ю. Театр писателя: три повести для театра. М.: Сов. Россия, 1982. С. 96-139.
  21. Трифонов Ю. В., Любимов Ю. П. Обмен // Трифонов Ю. Театр писателя: три повести для театра. М.: Сов. Россия, 1982. С. 50-95.
  22. Успенский Б. А. Поэтика композиции (1970) // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 9-218.
  23. Чепуров А. А. Современная советская проза на сцене. Принципы театральной трансформации произведений разных повествовательных жанров: дисс. … к. искусствоведения. М., 1984. 235 c.
  24. Чехов А. П. Три года. Композиция Сергея Женовача // Экземпляр литературной части Студии театрального искусства п/р С. Женовача. М., 2006. 83 с.
  25. Чехов А. П. Черный монах. Инсценировка К. М. Гинкаса // Экземпляр литературной части МТЮЗа. М., 1999. 21 с.
  26. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 c.
  27. Шолохов М. А. Тихий Дон: сценическая композиция в 2-х ч. Г. Товстоногова и Д. Шварц. М.: ВААП, 1977. 80 с.
  28. Martin B. La th??tralisation du texte ?crit non-th??tral: th?se de doctorat. Saint-Denis: Paris VIII, 1993. 625 p.
  29. Szondi P. Theorie des modernen Dramas. Francfort-sur-le-Main: Suhrkamp Verlag, 1956. 144 p.
  30. Ubersfeld A. Lire le th??tre II. L'?cole du spectateur. Paris: Belin, 1996. 318 p.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru