Торощина Татьяна Геннадьевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация. Статья посвящена одному из самых значительных явлений португальской культуры - городскому романсу Лиссабона и Коимбры - "фаду". В отечественном языкознании этот жанр практически не исследовался. В статье проанализирована поэтическая сторона традиционных и более поздних фаду - образцов фольклорного жанра, испытавших серьёзное влияние книжной традиции. Автором уже рассматривались такие аспекты фаду как отражение в нем различных концептов культуры, использование ключевых метафор, особенности португальского городского романса как музыкального произведения. Настоящая статья, представляющая собой часть более обширного исследования, посвящена анализу фаду как поэтического произведения.
Ключевые слова и фразы: язык фаду, версификация, глосса, ассонанс, рифма, language of fado, versification, gloss, assonance, rhyme
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Белова М. Н. Особенности итальянского сонета конца ХХ века на примере сборника Джованни Рабони "Каждая третья мысль" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. № 1. Ч. 1. С. 16-19.
Гаспаров М. Л. Подстрочник и мера точности // О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. CПб.: Азбука, 2001. C. 361-372.
Гончаренко C. Ф. Испанская поэзия в русских переводах. 1789-1980 / сост. и коммент. С. Ф. Гончаренко. M.: Радуга, 1984. 720 c.
Жирмунский В. М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с.
Краткая литературная энциклопедия: в 9-ти т. М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. Т. 2. 1055 с.
Кулагина А. В. Русская частушка / авт. вступит. cт. и сост. A. В. Кулагина. М.: Издательство МГУ, 1993. 234 с.
Малиновская Н. Р., Гелескул А. М. Вступит. ст. и комментарий // Испанская народная поэзия. M.: Прогресс, 1987. C. 5-28.
Мочалова В. В. Комментарий // А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. M.: Высшая школа, 1989. C. 307-405.
Томашевский Н. Б. Романсеро / сост., ред. переводов и послесловие Н. Томашевского. М.: Художественная литература, 1970. 456 с.
Тураев С. В. Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII - на-чала XIX в. // Oт просвещения к романтизму. M.: Наука, 1983. C. 232-233.
Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. M.: Флинта; Наука, 2002.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. CПб.: Филологический факультет СПбГУ; Академия, 2002. 208 с.
Biografia do Fado [Электронный ресурс]. Lisboa: EMI, 1994. 2 CDs
Braga Te?filo. Cancioneiro e Romanceiro Geral Portuguez. Porto: Typographia Lusitana, 1867. 237 p.
Castelo Branco Maria In?s. Pequeno curso de l?ngua portuguesa. Lisboa: Funda??o Calouste Gulbenkian. Servi?o de Bibliotecas e Apoio ? Leitura, 1984. 71 p.
Figueiredo C?ndido de. DLP (Dicion?rio da L?ngua Portuguesa). 15 ed. Lisboa: Livraria Bertrand, 1978. Vol. 1. 1361 p.
Gouveia Daniel. Ao Fado tudo se canta? Linda-a-Velha: Livraria Bertrand, DG edi??es, 2010. 363 p.
Lello Jos? e Lello Edgar. DPL (Dicion?rio Pr?tico da L?ngua Portuguesa). Porto: Lello & Irm?o - Editores, 1986. 2023 p.
Nuno da C?mara Pereira [Электронный ресурс]. Lisboa: EMI, 1985. CD.
Pinto de Carvalho (Tinop). Hist?ria do Fado. Lisboa: Publica??es Dom Quixote; 4? edi??o, 1994. 287 p.
Vieira Nery Rui. Fado - Um Parim?nio Vivo. Clube dos Colecionadores dos Correios. Lisboa: CTT Correios de Portugal, 2012. 199 p.