Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Г. БЁЛЛЬ: ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЛИЯНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ "ИДИОТ" И "ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ С ДАМОЙ")
Мельникова Любовь Александровна
Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация. В статье предпринята попытка выявить признаки литературного влияния системы художественных образов Ф. М. Достоевского на художественные принципы изобразительности Г. Бёлля посредством сравнительного анализа портретных характеристик главных персонажей романов "Идиот" и "Групповой портрет с дамой" - Льва Мышкина и Бориса Колтовского. Между героями выявлены сходства как в плане внешнего портретного описания, так и в аспекте художественных функций.
Ключевые слова и фразы: литературное влияние, портрет, Борис Колтовский, Лев Мышкин, Ф. М. Достоевский, Г. Бёлль, literary influence, portrait, Boris Koltovskiy, Lev Myshkin, F. M. Dostoevskiy, H. B?ll
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Авраменко Ю. И. Использование постмодернистских техник в творчестве Генриха Бёлля (на примере романа "Групповой портрет с дамой") [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 1 (8). С. 15-17. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2011/1/2.html (дата обращения: 18.10.2013).
Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. 479 с.
Белов С. Сомнительная мечта [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургские ведомости. 12 июля 2013. № 130. URL: http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300460@SV_Articles (дата обращения: 08.10.2013).
Беспалов А. Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: дисс. … к. филол. н. М., 2001. 160 с.
Бёлль Г. Групповой портрет с дамой [Электронный ресурс]. URL: http://bookz.ru/authors/genrih-bell_/gruppovo_656/1-gruppovo_656.html (дата обращения: 17.10.2013).
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины [Электронный ресурс]. URL: http://allrefs.net/c16/3rgjn/ (дата обращения: 10.10.2013).
Дмитриевская Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З. Н. Гиппиус). М., 2005. 136 с.
Днепров В. Д. Идеи, страсти, поступки. Л.: Ленинградское отделение издательства "Советский писатель", 1978. 384 с.
Достоевский Ф. М. "Идиот": роман в четырех частях. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981. 592 с.
Кацева Е. Уроки Генриха Бёлля // Вопросы литературы. 2000. № 2. С. 321-326.
Копелев Л. З. Достоевский в жизни и творчестве Г. Бёлля: тезисы, сообщения // Достоевский. Материалы и исследования / публ. В. Н. Абросимовой. СПб.: Наука, 2005. Т. 17. С. 320-324.
Малетина О. А. Лингвостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса [Электронный ресурс]: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2004. URL: http://31f.ru/dissertation/46-dissertaciya-lingvostilisticheskie-osobennosti-portreta-kak-zhanra-xudozhestvennogo-diskursa.html (дата обращения: 14.10.2013).
Мотылева Т. Д. Достоевский и зарубежные писатели ХХ века // Вопросы литературы. 1971. № 5. С. 96-128.
Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск, 1981. 144 с.
Родионова Н. А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: Лингвостилистический аспект: дисс. … к. филол. н. Самара, 1999. 200 с.
Тоичкина А. В. Оценочное поле образа князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" (речевой аспект) // Роман Ф. М. Достоевского "Идиот": современное состояние изучения: сб. работ отечеств. и заруб. ученых / под ред. Т. А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. С. 205-221.
Шкловский В. Б. Искусство как прием [Электронный ресурс]. URL: http://smalt.karelia.ru/~filolog/lit/artpass.pdf (дата обращения: 14.10.2013).
B?ll H. Gruppenbild mit Dame: roman. K?ln: Kiepenheuer & Witsch, 1971. 400 S.
Muratova G. "Warum haben wir aufeinander geschossen?". Studien zum Ru?landbild in der deutschen Prosaliteratur von Stalingrad bis zur neuen Ostpolitik der BRD (1943-1975): Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Philosophie im Fachbereich Geisteswissenschaften der Universit?t Duisburg-Essen. Duisburg, 2005. 257 S.