"ПРЕЛОМЛЯЮЩЕ-УГЛУБЛЯЮЩАЯ" ПРИРОДА СТИЛЯ В. НАБОКОВА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В СБОРНИКЕ "ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧОРБА"
Сверчкова Анастасия Викторовна
Челябинский государственный университет
Аннотация. Стилевое своеобразие рассказов, включенных В. Набоковым в сборник "Возвращение Чорба", рассматривается в статье с точки зрения органического воплощения в их поэтике специфического видения и понимания мира художником. Определяется уникальная природа стиля этого писателя и исследуется ее воплощение на различных уровнях художественной формы названных произведений.
Ключевые слова и фразы: русская литература, В. Набоков, сборник рассказов "Возвращение Чорба", поэтика, стиль, Russian literature, V. Nabokov, short stories collection "The Return of Chorb", poetics, style
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 306-349.
Белоусова Е. Г. Русская проза рубежа 1920-1930-х годов: кристаллизация стиля (И. Бунин, В. Набоков, М. Горький, А. Платонов): монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 272 с.
Букс Н. "Волшебный фонарь" или "Камера обскура" - кинороман Владимира Набокова // Cahiers du monde russe et sovietique. 1992. Vol. 33. № 2-3. P. 181-205.
Гашева Н. Возникновение смыслового инновационного поля в русской культуре ХХ века (М. Осоргин и киноязык) // Вестник Пермского университета. 2009. Вып. 3. С. 95-99.
Глобова Ю. Л. Поэтика сборника рассказов В. Набокова "Возвращение Чорба" (1930): дисс. … канд. филол. наук. Самара, 2000. 242 с.
Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное обозрение. 2002. № 2 (54). С. 205-228.
Закс Л. Антропологические основания художественного стиля // Текст. Поэтика. Стиль. Екатеринбург. 2004. С. 9-10.
Левин Ю. И. Вл. Набоков // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 279-392.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, 1994. 288 с.
Набоков В. В. Другие берега // Набоков В. В. Рассказы. Воспоминания. М.: Современник, 1991. С. 451-627.
Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1999. 440 с.
Набоков В. В. Рассказы. Воспоминания. М.: Современник, 1991. 654 с.
Набоков о Набокове и прочем: интервью, рецензии, эссе / сост., предисл., коммент. Н. Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2002. 704 с.
Нальянч С. Рец.: Возвращение Чорба // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2000. С. 50-55.
Немцев М. Тема и стилевые приемы кинематографа в творчестве В. В. Набокова // Крымский набоковский научный сборник. Симферополь, 2003. Вып. 3. С. 51-62.
Рягузова Л. Н. "Призма" как универсальная категория в художественной системе В. В. Набокова // Набоковский сборник: искусство как прием. Калининград, 2001. С. 19-29.
Савельев А. Рец.: Возвращение Чорба // Руль. 1929. 31 декабря.
Словарь иностранных слов. М., 1989.
Струве Г. Заметки о стихах // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2000. С. 49-55.
Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. М. - СПб.: Летний сад, 2001. 188 с.
Хохлов Г. Рец.: Возвращение Чорба // Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические отзывы, эссе, пародии / под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Независимая газета, 2000. С. 47-49.
Шевченко В. Зрячие вещи. Оптические коды Набокова // Звезда. 2003. № 6. С. 209- 219.
Эйдинова В. В. Стиль художника. М.: Худож. лит., 1991. 285 с.
Appel A. Nabokov's Dark Cinema. N. Y.: Oxford University Press, 1974. 334 р.
Leving Y. Filming Nabokov: on the Visual Poetics of the Text // Russian Studies in Literature. 2004. Vol. 40. № 3. P. 6-31.
Vries G. de, Johnson D. B. Nabokov and the Art of Painting. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. 224 р.