Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2023. № 6. С. 345-352.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230064

Музыкальное искусство России начала ХХ века: Альтернатива

Демченко Александр Иванович
Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.10.2023
Аннотация. Эссе посвящено характеристике тенденции, противопоставленной натиску противоречивости, дисгармоничности, различных разрушающих воздействий, которые принесло с собой новое столетие, в музыкальном искусстве России начала XX века. Такая тенденция воплотилась в обращении композиторов к гуманистическим традициям прошлого, а также в конструктивно-позитивных устремлениях современности. Желание отстоять принципы гуманизма было преимущественно сопряжено с духовными ценностями Классической эпохи. В частности, автор последовательно раскрывает становление неоклассицизма в отечественном музыкальном искусстве начиная с периода позднего творчества П. Чайковского (оркестровая сюита «Моцартиана» (1887)). Особое внимание уделяется произведениям С. Танеева (кантата «По прочтении псалма» (1912-1915)), Н. Мясковского (Четвёртый квартет (1909-1910)), С. Прокофьева (Первая симфония (1917)), З. Палиашвили (оперы «Абесалом и Этери» (1910-1919) и «Даиси» (1919-1923)). В итоге заключается, что сфера гуманизма и гармоничности, несмотря на ее далеко не магистральный статус в контексте музыкально-художественного процесса 1910-х годов, была, однако, несомненно значимой, наглядно отражавшей реакцию на деформирующие тенденции современности. Коренной сдвиг в мироощущении, произошедший в 1910-е – первую половину 1920-х годов, выразился в ослаблении рассмотренной тенденции, нарастании противоречивости.
Ключевые слова и фразы: музыкальное искусство России начала ХХ века, неоклассицизм, классицизирующая тенденция, С. Танеев, Н. Мясковский, С. Прокофьев, З. Палиашвили, Russian musical art of the early 20th century, neoclassicism, classicizing tendency, S. Taneyev, N. Myaskovsky, S. Prokofiev, Z. Paliashvili
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М.: Музыка, 1988.
  2. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений / АН СССР, Ин-т истории искусств, Гос. дом-музей П. И. Чайковского в Клину. М.: Музгиз, 1958.
  3. Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / сост., ред. и коммент. В. П. Варунца. М.: Советский композитор, 1991.
  4. С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / сост., ред., примеч. и вступ. ст. С. И. Шлифштейна. Изд-е 2-е, доп. М.: Музгиз, 1961.
  5. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963.
  6. Тевосян А. «Литургия» С. Рахманинова // Рахманинов С. Литургия Иоанна Златоуста: диск. М.: Мелодия, 1988.
  7. Цуккерман В. Несколько встреч с Прокофьевым // Советская музыка. 1977. № 6 (463).

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru